Какая сказка Пушкина самая лиричная и почему
Александр Сергеевич Пушкин подарил нам удивительные волшебные сказки, сюжеты которых сразу завораживают, уносят в чудесные миры, дают бесконечные просторы фантазии.
Мы не перестаем восхищаться поэтикой этих текстов, их образностью и красотой литературного языка.
Какое же произведение можно назвать самым лиричным, и почему?
Наверное, это все-таки «Сказка о царе Салтане».
Во-первых, она самая образная и красивая: здесь столько чудес, восхитительных описаний и сказочных атрибутов, сколько, пожалуй, нет ни в одном другом волшебном тексте Пушкина.
Произведение написано очень красивым поэтическим языком. Читая его, испытываешь невольный трепет и восхищаешься теми картинами, которые предстают перед мысленным взором:
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей. —
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!… «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Во-вторых, эта сказка воспевает всю силу любви, причем не только между супругами, но и между матерью и ребенком.
Гвидон – замечательный сын, выросший у прекрасной, чистой душой и сердцем женщины. Он уважает свою мать, чтит ее и прислушивается к мнению.
Они понимают друг друга без слов и действуют всегда вместе, что и помогает им спастись из бочки и потом жить мирно и счастливо:
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог не уж то их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Царевна лебедь – поэтический образ, отражающий другую любовь. Она верная подруга и надежная супруга Гвидона, помогающая ему во всех начинаниях.
Недаром Пушкин выбрал образ лебеди. Все знают легенды о нерушимой силе любви и преданности этих удивительных птиц. Лебеди любят только единожды, оставаясь до конца жизни верными своим избранникам.
«Сказка о царе Салтане» воспевает силу любви, и все в ней пронизано лиричностью.
Описание преображения лебеди в прекрасную девушку завораживает красотой. Текст построен очень тонко, слова подобраны точно, образ рисуется яркий и живой:
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта — я».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Наконец, эта сказка написана очень чистым, красочным языком, рождающим волшебные картины в сознании читателя. Мы понимаем героев, чувствуем их эмоции, отождествляем себя с кем-то из них.
И это тоже признаки лирического произведения, которое через слова и рисуемые образы вызывает определенные душевные реакции читателя.
Отклик есть, а текст остается в сердце навсегда.
Вообще, восприятие текстов Пушкина – дело сугубо личное, индивидуальное. Для кого-то самой лиричной сказкой окажется «Сказка о мертвой царевне», а для кого-то, может быть, «Сказка о рыбаке и рыбке».
Любое мнение будет правильным, потому что поэтический текст, а так более, сказочный, каждым человеком воспринимается по-разному, поэтому оценивать его однозначно не получится никогда.