Какими рифмами Пушкин писал сказки
Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих сказках различные виды рифм.
1. Смежная ААВВ
Данный вид рифмы использовалась Пушкиным при написании сказок чаще всех остальных.
Например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» полностью написана такой рифмой:
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
«Сказка о царе Салтане» тоже полностью написана этой рифмой:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже использован тот же прием:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
«Сказка о золотом петушке» тоже написана смежной рифмой:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
Половина малоизвестной сказки «Жених» тоже написано такой рифмой:
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
2. Перекрестная рифма АВАВ
Большая часть сказочного отрывка «У лукоморья…» написана именно с применением этой рифмы:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
В сказке «Жених» половина произведения написана перекрестной рифмой:
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она во двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
3. Опоясывающая (кольцевая) рифма АВВА
Встречается всего один раз в отрывке «У лукоморья…» в самом последнем четверостишии:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
«Сказка о рыбаке и рыбке», а также незавершенная «Сказка о медведихе» написаны без использования какой-либо рифмы, то ест в прозе.