Мини-сочинение: чему учат сказки Пушкина
Сказки Пушкина – это целое явление в русской литературе.
Язык его сказочных поэм певучий, мелодичный, в нем присутствует особая ритмика. Он созвучен русским народным песням и перекликается с древнерусскими сказаниями, из которых поэт черпал сюжеты.
Сказки Пушкина приобщают читателей к русской культуре, традициям, истории, глубокому познанию русского языка.
Эстетика поэтического слога Александра Сергеевича вызывает гордость за родной язык и взращивает к нему любовь.
Помимо культурной и языковой составляющей поэтические сказочные произведения Пушкина воспитывают в читателях высокие духовные качества, учат разграничивать добро и зло.
Автор воспевает кротость, добродушие и обличает зависть, своенравность, жадность.
«В «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкин высмеивает жестокую напыщенную мачеху-царицу, основным занятием которой является самолюбование, и наказывает ее в конце сказки.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
Зато вознаграждает кроткую царевну из этого произведения.
В сказках Пушкина положительные персонажи почитают стариков, относятся с пониманием к их возрасту.
Пять раз приходит старик из-за своей своенравной старухи с просьбой к рыбке. Каждый раз могущественная волшебница уважительно и терпеливо отвечает ему: «Чего тебе надобно, старче?».
Только в последний раз рыбка, когда старик и старуха уже вышли за пределы терпимого, выслушав просьбу, ничего не ответила и уплыла.
Мертвая царевна, увидев во дворе старушку, отнеслась к ней с сочувствием и дружелюбием:
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу…
Любовь и смелость помогают героям пушкинских сказок преодолеть препятствия, которые другим кажутся непреодолимыми. Трусость и малодушие автор высмеивает и наказывает.
Трусоватый Фарлаф оставил поиски Людмилы, после неприятной встречи с Рогдаем и совета незнакомой старухи:
Опасно разъезжать по свету;
Ты, право, будешь сам не рад
…
Благоразумный наш герой
Тотчас отправился домой…
Ему противопоставляется Руслан, чье мужество вызывает восхищение. Черномор уносит его в поднебесье, и там они летают два дня:
Колдун упал — да там и сел;
Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает…
Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой…
Каждый персонаж получает в конце поэмы то, что заслужил. Злодей и обманщик Фарлаф – позор. Карла теряет волшебную силу.
Бывшего могущественного повелителя и колдуна оставили в услужение во дворце князя Владимира. В сказке не уточняется, на какой должности, но это очевидно: ему уготована роль шута.
Руслан вновь обрел любимую жену. В своем окружении и народе он пользуется признанием и славой.
Сказки Пушкина побуждают читателей задуматься о добре и зле, собственном поведении и жизненных ценностях.
Что воспевает в волшебных поэмах Александр Сергеевич, то прославляется и в народных сказаниях.
Человек, впитавший в себя народную мудрость, не выберет неправильную дорогу.