Образ автора (рассказчика) в сказках Пушкина
В сказках Пушкина рассыпано множество «изюминок», благодаря которым каждое творение поэта неповторимо.
Один из секретов этого явления — неизменный эффект достоверности.
Кажется, что действие происходит здесь и сейчас, что всё рассказанное автором – абсолютная правда.
Поэт придаёт повествованию живость, рассказывая сказочную историю от первого лица (и не просто рассказывая, а украшая её любопытными комментариями, личными оценками, ёмкими характеристиками).
Пожалуй, особенно ярко это проявляется в первом сказочном опыте Пушкина – поэме «Руслан и Людмила».
Помимо традиционной формулы «И я там был, мёд-пиво пил», поэт украшает вступление интригующим уточнением:
…И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Так и хочется пойти вслед за Пушкиным по «неведомым дорожкам», увидеть «следы невиданных зверей», русалку, «витязей прекрасных», ступу с Бабою Ягой!
Увлекая читателя в дремучие дали народной фантазии, поэт не жалеет восклицаний, шуток, намёков, помогающих почувствовать, что сказка рядом и что она – живая.
Повествуя об истории старого Финна и Наины, поэт создаёт лирическое отступление, в котором сожалеет о власти одних людей над другими:
…Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же — честь и слава им! —
Женитьбы наши безопасны…
Их замыслы не так ужасны
Мужьям, девицам молодым.
Но есть волшебники другие,
Которых ненавижу я:
Улыбка, очи голубые
И голос милый — о друзья!
Не верьте им: они лукавы!
Страшитесь, подражая мне,
Их упоительной отравы
И почивайте в тишине.
Таких отрывков из жизни рассказчика (молодого человека, ценителя женской красоты и ратных подвигов) в поэме немало.
При описании своих героев Пушкин щедр на оценочные характеристики:
…Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
…Ax, как мила моя княжна!
Мне нрав ее всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Еще милее тем она.
Всечасно прелестию новой
Умеет нас она пленить;
Скажите: можно ли сравнить
Ее с Дельфирою суровой?
Одной — судьба послала дар
Обворожать сердца и взоры;
Ее улыбка, разговоры
Во мне любви рождают жар.
А та — под юбкою гусар,
Лишь дайте ей усы да шпоры!..
(«Руслан и Людмила»)
Получается, что по сравнению с народной сказкой, авторская сказка более индивидуальна. Её отличает личное отношение рассказчика к описываемой истории и персонажам.
Живой темперамент Пушкина, образная поэтическая речь, остроумие и любовь к людям сделали его сказки поистине непревзойдёнными.
Их переполняют красота и богатство пушкинской души, щедрой на выдумки и дива.
Фольклор общенароден, статичен, во многом неподвижен, а сказка Пушкина переменчива, переливчата, игрива, словно золотая рыбка.
Каждый читатель открывает в ней что-то своё, как во время задушевного разговора с хорошим человеком. Это волшебство совершается благодаря гению пушкинской человечности.