Описание царей в сказках Пушкина
Образы царей представлены в нескольких сказках Пушкина.
Возможно самым запоминающимся из них, несмотря на негативные качества персонажа, является царь Дадон из «Золотого петушка».
Самодержец, которому раньше нравились военные походы, на старости лет захотел спокойной жизни. Но соседи не забыли былых споров, и царь ищет варианты решения проблемы, требующие от него минимум усилий.
И ему предоставляется такая возможность. От звездочета Дадон получает защиту в виде Золотого петушка, предупреждающего об опасности.
Пообещав исполнение любой просьбы мудреца, он какое-то время царствует, не зная бед, «лежа на боку». Но он не только отказывается от данного им обещания, нарушив царское слово, но и убивает своего благодетеля.
За этот поступок Дадон поплатился жизнью.
Много внимания уделено монарху в «Сказке о царе Салтане». Он обладает положительными человеческими качествами.
Писатель изобразил персонажа великодушным, справедливым, умеющим прощать – настоящим «царем-батюшкой».
Но при этом он слишком наивен и доверчив. Этим воспользовались сватья баба Бабариха и сестры царицы. Царь же предпочитает грустить, пребывать в мире иллюзий, а дела откладывать на потом.
Салтан, в конце концов, освобождается от постороннего влияния и воссоединяется с царицей и сыном князем Гвидоном.
Обман раскрывается, но царь великодушно прощает коварных родственниц.
Персонаж царя присутствует в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», хотя ему уделяется мало внимания.
В начале произведения царица долго ожидает мужа, и после рождения ребенка, едва взглянув на вернувшегося после похода царя, она умирает.
Царь через год женится на другой. Его супруга красива, молода, но коварна и тщеславна, и она перехватывает главенствующую роль в решении многих вопросов.
Персонажи царей в сказках А. С. Пушкина наделены отрицательными качествами или их роль малозначительна.
Они могут подпадать под чужое влияние и совершают неразумные поступки.
Одной из предполагаемых причин создания таких образов может быть негативное отношение автора к царю. У писателя были сложности с властями, он долгое время находился в опале (в ссылках).
С другой стороны, такое описание царей может быть символическим. Образ может обозначать реакционное явление или качество. Это может быть личность или целая структура, не желающая расставаться со старыми традициями и верованиями.
Образ символизирует пассивность, неприятие зарождающихся новых веяний, сопротивление изменениям, в которых назревает необходимость.