Особенности стихотворной речи в сказках Пушкина
Для тонко организованного поэтического слуха Пушкина была чрезвычайно важна акустическая составляющая текста.
С детства поэт впитывал напевную музыку русской сказки, какой он услышал её от своей няни.
Работая впоследствии над собственными сказками, Пушкин стремился сохранить ритмы народной речи.
Тем не менее, нельзя было сразу отойти от сложившегося в литературе жанрового канона. Так, сказка «Жених» написана традиционным балладным стихом:
…Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
Другая по духу и содержанию сказка Пушкина о попе и работнике его Балде писалась акцентным стихом с параллельной рифмовкой.
Она ритмически подражает раешнику – народному ярмарочному стиху, которым пользовались скоморохи.
Это необходимо поэту, чтобы подчеркнуть принадлежность сюжета к истинно народной, смеховой культуре.
В более поздних сказках Пушкин переходит к новым каноническим формам, соединяющим в себе напевность фольклорных первоисточников и лёгкость силлабо-тонического европейского стиха.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», во многом перенявшая особенности лубочной сказки «О Бове королевиче», написана четырёхстопным хореем с параллельными рифмами.
С лёгкой руки Пушкина этот стихотворный размер стали использовать другие писатели-сказочники.
«Сказка о рыбаке и рыбке» близка по ритмике к былинному стиху. Пушкин оставляет её нерифмованной, но иногда в тексте всё же появляются отдельные рифмы:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Речь старика, совершающего благородный и справедливый поступок, становится поэтичной, он восходит до уровня певца, сказителя.
Рифма «море-просторе» расширяет пространство текста, делает бескрайним мир старика.
Белый стих, напоминающий лирическое причитание, лежит в основе незавершённой пушкинской «Сказки о медведихе»:
…Как весенней тёплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несёт рогатину,
А нож-то у него за поясом.
А мешок-то у него за плечьми.
Среди лирических песен Русского Севера есть произведение с похожим ритмом и сюжетом:
…Как по морю, как по синю
Плыла лебедь белая,
Плыла лебедь с лебедятками,
Со малыми со дитятками…
В этой песне лебедь убивает «ясён сокол», а птица прикрывает собой детей, так же, как медведица у Пушкина. Только в фольклорной сказке творится миф о смене дня и ночи, света и тьмы, а Пушкин рассказывает историю о человеческой жестокости.
Поэт не только стремится сохранить оригинальное звучание сказок, но и открывает в ритмических возможностях фольклора новые способы обработки оригинальных авторских произведений.