Отрицательные и положительные герои в сказках Пушкина
В большинстве сказок у А.С. Пушкина описывается противостояние сил добра и зла. Чаще всего оно проявляется через столкновение отрицательных и положительных персонажей.
При этом характеры героев четко определены писателем, они практически не меняются в ходе повествования.
Характерные черты в сказке раскрываются не через описание переживаний героев, а через их поступки. Такой подход характерен для фольклорных произведений.
Царица из «Сказки о мертвой царевне» не испытывает каких-либо угрызений совести, хотя зависть и злоба толкают ее на страшные преступления. Царевна же, несмотря на беды, выпавшие на ее долю, сохраняет доброту и верность.
Королевич Елисей, ищущий невесту по всему свету, не только сумел найти царевну, но и благодаря силе своей любви возвратил ее к жизни.
В «Сказке о царе Салтане» сватья баба Бабариха, Ткачиха и Повариха из зависти и жадности идут на любые хитрости и подлости. Их судьба не вызывает какого-либо сочувствия у читателей. Вне всяких сомнений, их раскаяние в финале сказки всего лишь притворство ради спасения своих жизней.
Поступки положительных персонажей сказки вызывают восхищение своим мужеством и благородством.
Выдержав все испытания, царица и князь Гвидон обрели счастливую жизнь на острове Буян и туда же, благодаря настойчивости сына и помощи Царевны-лебеди, наконец-то попадает царь Салтан.
В «Сказке о попе и работнике его Балде» священник вместо служения Богу, интересуется только материальным обогащением, не гнушаясь общением с бесами, которые должны платить ему оброк.
Балда, наказавший Попа за то, что он гонялся за «дешевизной», обладает трудолюбием, мастерством, смекалкой. В отличие от хитрого попа, живущего за счет других, он умеет работать за семерых и находит решение любых, в том числе самых сложных, задач.
Сюжеты сказок А. С. Пушкина относительно просты и прямолинейны.
Герои вовлечены в поток событий, требующий максимального проявления свойств их характера.
Знакомясь с сюжетами и образами сказок, читатель получает ясное представление о том, что хорошо, а что плохо, видит четкую разницу между добром и злом, поступками отрицательных и положительных персонажей.