Способы создания образов в сказках Пушкина
Литературные сказки Александра Сергеевича Пушкина необычайно образны и ярки. Они написаны поистине гениальным языком, благодаря которому сразу же захватывают внимание читателя и уносят в иной, сказочный мир.
Славные богатыри, пенящееся синее море, удивительные дали, золотые дворцы, статные царевны – все это навсегда остается в памяти, создавая в воображении волшебные картины.
Когда читаешь сказки Пушкина, невольно задаешься вопросом, как великому поэту удалось создать такие запоминающиеся образы?
Ответить очень непросто, ведь классик использовал огромное количество художественных приемов. Для исследователей его творчества тут открывается бескрайнее поле работы.
Например, Пушкин редко развернуто описывал своих героев или рисовал сказочные пейзажи в мельчайших подробностях.
Нет, гораздо чаще автор давал очень краткую, но емкую характеристику, благодаря которой перед читателем моментально представал нужный образ:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом («Руслан и Людмила»).
Никаких подробных, развернутых описаний мы не видим, зато зеленый дуб с золотой цепью предстает очень хорошо – настолько емко (в одном коротком предложении) автор дал нам этот образ.
Черный кот предстает живым, харизматичным, и действительно, кажется, будто это он рассказывает историю Руслана и Людмилы. А мы сидим и внимательно слушаем.
Удивительно, но ведь Лукоморье практически никак не описано Пушкиным, и, тем не менее, мы его очень хорошо представляем. Почему?
Потому что этот сложный образ сказочного места описан действиями тех, кто там живет: избушка на курьих ножках бредет сама по себе, русалка сидит на ветвях, леший обходит свои владения, а кощей чахнет над несметными богатствами.
Мы видим динамику, а не статическую картинку, которую представить намного сложнее.
Лукоморье наполнено жизнью, здесь постоянно что-то происходит, причем одновременно в разных уголках, из чего можно сделать вывод: территория волшебного пространства большая.
Такие красочные, точные детали рисуют в воображении читателя целое – и это самое настоящее волшебство, которым мастерски управляет величайший кудесник русской литературы Александр Сергеевич Пушкин.
Поэт очень любил рисовать целое через детали.
Например, он сумел создать образ тоскующей по мужу женщины, не давая развернутых описаний:
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла. («Сказка о мертвой царевне»)
Никакого анализа, никаких внутренних терзаний царицы мы в тексте не находим. Она просто сидела и ждала возлюбленного, глядя в поле с утра до ночи, а потом, когда он вернулся, так обрадовалась, что не выдержала – и умерла.
Буквально один штрих, а образ бесконечно любящей и преданной женщины создан, хоть и несколько гротескно, но эта черта свойственна сказочным текстам.
Примерно так же, коротко и емко, автор описывает постепенно мрачнеющее море, в котором живет золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке»:
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Когда старик подошел второй раз просить рыбку, вода была уже более неспокойная:
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
На третий раз картина еще красноречивее:
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Когда же старик пришел сообщить о последней просьбе своей жены, задумавшей стать «владычицей морскою», волны уже гораздо ощутимее:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Пушкин, используя образ постепенно разгуливающейся морской стихии, передает настроение золотой рыбки. Сначала все было относительно спокойно, но потребности старухи увеличивались, ее желания непомерно росли, и терпение волшебной рыбки подходило к концу.
Нет, автор так и не скажет, что она, в конце концов, совсем разозлилась на безумную бабу, но по состоянию моря и так все понятно.
Пожалуй, это один из самых ярких примеров использования приема психологического параллелизма в русской сказочной литературе.
Гораздо реже автор дает развернутые описания, желая создать в воображении читателя необходимую картинку.
Например, вот такой мы видим злую мачеху молодой царевны, предстающую перед нами впервые:
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Автор подробно описал этот образ, перечислив его достоинства (физические) и недостатки (психологические – черты характера). Читателю сразу становится понятно, что от этой героини вряд ли стоит ожидать что-то хорошее и доброе.
Способов создания художественных образов у Пушкина очень много. Меткие характеристики, подробные описания, психологические параллели, действия героев – только некоторые, но далеко не все.
Мастерство великого поэта настолько уникально и безгранично, что его тексты не перестают восхищать не только обычных читателей, но и исследователей.
И в этом заключается сила гения Александра Сергеевича Пушкина.