Женские образы в сказках Пушкина
Женский мир, представленный в сказках Пушкина, условно делится на две половины: злую и добрую, положительную и отрицательную.
Сказка биполярна, в ней конфликты всегда персонифицированы, поэтому почти каждой «хорошей» сказочной героине противопоставлен «дурной» персонаж.
Можно выделить несколько таких пар:
- Мёртвая царевна – Мачеха («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
- Царица – завистницы «Ткачиха с Поварихой с сватьей бабой Бабарихой» («Сказка о царе Салтане»)
- Людмила – Наина («Руслан и Людмила»).
Отдельно стоит рассмотреть волшебные образы:
- дарительниц (Золотая рыбка, Царевна-Лебедь), которые воплощают собой силы природы, стихии моря и неба как божественной справедливости;
- искусительниц (Шамаханская царица как образ смерти без покаяния).
Что касается положительных образов, воспринимаемых как идеал, то их объединяют следующие черты: красота внешняя и внутренняя, кротость, милосердие, любовь к людям и животным, сострадание, жертвенность, трудолюбие.
Вот как описывает Пушкин Людмилу:
…Ax, как мила моя княжна!
Мне нрав её всего дороже:
Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Ещё милее тем она…»
Царевна из сказки о семи богатырях «белолица, черноброва, нрава кроткого такого». Она скромна: не пьёт поднесённого ей вина, только слегка откусывает от пирожка.
В тереме богатырей девушка наводит порядок, придя, зажигает Богу свечку. Она не перечит богатырям, благодарит их за приют, а когда они приходят спросить, не выберет ли красавица кого из них в мужья, отвечает почти как Татьяна Онегину:
Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
Образ кроткой русской женственности в сказках становится синонимом царственности. Такие героини достойны и брачного, и небесного венца.
Им противопоставлены «злые старухи»: Мачеха (она ещё молода, но стареет, превращаясь в ведьму), волшебница Наина, сватья баба Бабариха с царицыными сёстрами.
Сюда же можно отнести старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке», но она ниже по социальной и сказочной иерархии (старуха – персонаж бытовой сказки, случайно попавший в сказку волшебную и как будто не умеющий видеть чуда, явленного Рыбкой).
Злых женщин характеризуют такие качества как зависть, тщеславие, эгоизм, стремление к власти и богатству. Даже красота для них становится дорогой к власти.
Мачехе важно быть «на свете всех милей», и она не жалеет средств, чтобы извести соперницу. Ткачиха с Поварихой готовы убить родную сестру, огорчённые её счастливым браком и материнством. А гордячка Наина, не умеет любить сама и чинит козни влюблённому Руслану. Она мстительна, жестока, бессердечна.
Пушкинские злодейки прямо или косвенно названы ведьмами, колдуньями. В сказках зло показано во всём своём мнимом величии и наказано по заслугам.
Отдельно стоит сказать о Наташе, героине ранней сказки Пушкина «Жених».
Купеческая дочка, обиженная разбойником, не сдаётся на милость мучителя, а находит способ его разоблачить. Сделав вид, что согласна стать его женой, на свадебном пиру Наташа пересказывает свой сон о том, как попала в разбойничье логово, а потом задаёт роковой вопрос:
Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?»
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.
Здесь без помощи волшебных сил, одной смекалкой и смелостью простая девушка побеждает опытного злодея. Характер Наташи ляжет в основу реалистического образа Маши Мироновой.
Женские образы в сказках Пушкина вписываются в жанровый канон, но при этом отличаются детальной прорисовкой, живостью, достоверностью. У каждой героини есть свой неповторимый характер и особенная стать.