Зло в сказках Пушкина
Сказки Александра Сергеевича Пушкина нельзя назвать злыми.
Нет, в них присутствуют отрицательные герои и плохие поступки, однако все всегда получают по заслугам.
Вот почему правильнее говорить, что волшебные произведения великого русского классика, скорее, справедливые, чем злые.
Но конечно, темные, черные образы в них встречаются, иначе не было бы конфликта.
Зло в сказках поэта всегда конкретно. Это не что-то мистическое, неясное и непознанное, а чаще всего – люди. Причем, чем они злобнее, завистливее, мрачнее, тем отвратительнее их внешний облик.
Например, в «Сказке о царе Салтане» молодая царица и ее сын Гвидон прекрасны. Они внутренне очень добры и справедливы, поэтому и внешне привлекательны.
Завистливые старшие сестры царицы, постоянно плетущие свои козни, напротив, имеют отталкивающий облик.
Их жалит собственный племянник, превращенный лебедью то в комара, то в шмеля, и тетки становятся кривыми:
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится —
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела. («Сказка о царе Салтане»)
Вообще, это очень интересный художественный прием.
Как известно, у славян было два противоположных понятия, объясняющих мироустройство: «правда» (добро, светлая сторона) и «кривда» (зло, темная сторона бытия).
Так вот, все, что относилось к правде, выглядело прекрасно внешне и отличалось внутренней притягательностью: люди, леса, поля, животные и т.д.
Мир кривды, напротив, кривой, искаженный, неправильный.
Автор создает яркий визуальный образ, точно обозначая, что сестры царицы – приверженцы зла, тьмы. Они в буквальном смысле слова становятся кривыми, и это очень важный момент для понимания образов зла в пушкинских творениях.
Такое же противопоставление читатель видит и в борьбе двух волшебных начал сказки – доброй чародейки Лебеди и злого колдуна Коршуна. Она прекрасна, и автор не раз подчеркнет это в тексте:
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Коршун, напротив, страшен и угрюм. Он пытается убить Лебедь, заклевывает ее, но тут вмешивается Гвидон, и хищник сам умирает, пораженный стрелой.
Зло побеждено не без помощи человека, это знаковый момент для всего пушкинского творчества:
Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит…
Отрицательные герои удивительных сказок не меняются, их характеры статичны на протяжении всего повествования.
Жадная старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» никак не может насытиться и совсем не понимает, что ее желания уже просто невыполнимы. Алчность ее натуры граничит с безумием:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках.» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Зло у Пушкина гротескно. Отрицательные черты характеров героев достигают предела.
Высокомерная, любящая только себя и свое чудо-зеркальце, царица из «Сказки о мертвой царевне» не способна измениться. До самого конца она завидует своей красавице-падчерице, желая ей смерти.
Надменная царица не может понять всей отвратительности собственных поступков и поведения, и, в конце концов, получает заслуженное наказание:
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. («Сказка о мертвой царевне»)
В сказках Пушкина зло всегда явное, выраженное, конкретное, гротескное. Часто автор подчеркивает внешнее уродство отрицательных персонажей, давая их описание емкими деталями.
Иногда облик антагонистов привлекателен, но вот характер ужасен, как, например, в «Сказке о мертвой царевне»:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Зло никогда не меняется, оно не способно осознать последствия своих поступков и никак не развивается.
В конце концов, любой отрицательный персонаж обязательно получает по заслугам, и в чудесном мире Александра Сергеевича торжествует справедливость, снова возвращая гармонию и равновесие.