Значение эпитетов в сказках Пушкина

Язык пушкинских произведений лаконичен, до прозрачности прост и одновременно образен.

Давая определения персонажам своих сказок, Пушкин учитывал законы фольклорных жанров с их устойчивыми формулами и постоянными эпитетами.

Но пушкинский эпитет делает шаг в сторону от сложившегося шаблона.

Вместо народного «красна девица» у Пушкина следует образно-поэтическая расшифровка: «белолица, черноброва, нрава кроткого такого» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

Вместо «доброго молодца» Гвидон именуется Царевной-Лебедью так: «Ты, царевич, мой спаситель, // Мой могучий избавитель».

Сама Царевна описана в рамках формулы «Что ни в сказке сказать, ни пером описать». Пушкин лишь конкретизирует метафору, выделяя важные с точки зрения народного канона красоты детали (возвышенность, светоносность, плавную поступь, нежность голоса):

«…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».

 

Если при описании героев поэт допускает подробную авторскую прорисовку образа, то стихии природы характеризуются простыми фольклорными формулами: «красно солнце», «чисто поле», «ясен месяц», «буйный ветер», «сине море».

 

Там, где это необходимо, Пушкин добавляет индивидуальные эпитеты из романтической поэзии.

Так, королевич Елисей обращается к Месяцу: «…круглолицый, светлоокой», речку называет «тихоструйной», а ветер — «могучим».

Ветер из «Сказки о царе Салтане…» «по морю гуляет и кораблик подгоняет», он живой, одухотворённый.

 

Эпитеты выступают не только как элементы создания художественного образа, но и в качестве прямой характеристики.

Так, появляются пространственные определения («гора высокая», «нора глубокая»), указание на материал, структуру, суть предмета («гроб хрустальный», «хрустальный дом», «златая цепь», «скорлупки золотые», «ядра – чистый изумруд»).

При этом эпитет «золотой» указывает на волшебную природу предмета или персонажа: и рыбка, и петушок, и белка – это чудеса, существа иного, нечеловеческого мира.

 

Таким образом, роль эпитетов в сказках Пушкина чрезвычайно важна. Они оживляют повествование, характеризуют героев, дают подсказки к верному прочтению сказочных и мифологических кодов.

Предложения с обращениями из сказок Пушкина Отрывки с прямой речью из сказок Пушкина Краткое содержание (описание) всех сказок Пушкина
Предложения с обращениями из сказок Пушкина
Отрывки с прямой речью из сказок Пушкина
Архаизмы (устаревшие слова) в сказках Пушкина
Не нашел ответ на свой вопрос? Задай его в комментариях.
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.