Актуальность романа Пушкина «Евгений Онегин»
Роман Пушкина «Евгений Онегин» воспринимался как шедевр ещё на стадии написания. Выход в печать каждой его главы был событием в культурной жизни России.
Это произведение напитано воздухом современности, его героев узнавали, роман мгновенно расходился на цитаты.
«Евгений Онегин» не потерял свою актуальность и сегодня, ведь вопросы, волновавшие Пушкина в 19-м веке, так и не получили разрешения в веке 21-м.
Перед поэтом стояла задача запечатлеть на страницах своего произведения «героя времени». Онегин действительно стал хорошо узнаваемым образом бездеятельного, но много размышляющего, рефлексирующего молодого дворянина, характер которого сложился в условиях светской культуры.
Можно сказать, что Пушкин создал портрет представителя «золотой молодёжи» в худшем, ироническом понимании этого термина.
Избалованный столичный бездельник, ловелас и насмешник, привыкший срывать цветы удовольствий и ни к чему не относящийся серьёзно, Онегин явился новым для русской литературы типом.
Он словно сошёл со страниц английского или французского романа, но, сделав несколько шагов по «русской почве», увяз в ней по уши.
Сегодня мы видим немало примеров онегинского отношения к жизни среди своих современников. Его также можно назвать потребительским.
Герой испытывает постоянную скуку от пресыщения. Ему нет необходимости трудиться, не имеет Онегин никаких серьёзных занятий и глубоких привязанностей. Его образование поверхностно, а воспитание фрагментарно.
То, что давало робкие ростки в 19 веке, пышным цветом разрослось сегодня.
Современные молодые люди (и даже дети) очень рано насыщаются информацией, начинают активно потреблять всевозможные материальные блага, но не приучены ничего создавать своими руками.
От этого в раннем возрасте у них начинается чувство тоски и одиночества, мнимого всеведения, ранней взрослости и усталости от жизни. Это зачастую приводит к трагическим последствиям.
Оторванность от обязательных ступеней духовного воспитания, народных традиций, полноценного художественного и эстетического развития, которое не всегда может обеспечить школьная программа, приводит к печальным результатам.
Люди теряют связь с народной, а затем и общечеловеческой стихией, ищут разнообразия в выдуманных мирах, без интереса относятся к реальной жизни и её насущным проблемам.
«Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», — едва сдерживая гнев, пишет Пушкин.
Синдром Наполеона, «владыки полумира», считавшего, что одна человеческая личность может изменить ход истории и самовластно повлиять на судьбы миллионов людей, распространился и стал поведенческой нормой.
Сегодня ценности личного успеха, конкуренции, продвижения для многих первостепенны. При этом желанные цели достигаются любыми средствами.
Мир неуклонно сдвигается с орбит нравственности и морали. Пушкинское предупреждение о том, что доводы рассудка, не подкреплённые теплотой сердца, могут быть опасны, остаётся не услышанным.
Научные и социально-исторические эксперименты ХХ века, не считающиеся с ценностью человеческой жизни, — яркое тому подтверждение.
В романе «Евгений Онегин» озвучен приговор эгоизму и гордыне. Показано, что этот путь глубоко чужд природе русского человека, гибелен для него.
Однако мы продолжаем брести по этому пути, не задумываясь об истинных ценностях жизни.
Хотелось бы, чтобы, открывая роман «Евгений Онегин», люди не просто следили за перипетиями любовного сюжета, но и вдумывались в причины и следствия поступков героев, чтобы мы помнили: Россия – это каждый из нас.