Реализм и романтизм в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Прежде чем рассмотреть, в чем проявляются романтизм и реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», надо определить значение этих понятий.

Есть две короткие формулы.

Романтизм – это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

А реализм – это типический герой в типических обстоятельствах.

Возьмем их за основу.

В своем творчестве А.С. Пушкин использовал разные художественные методы. Если говорить о написанных в 1820-1824 гг. южных поэмах, то нет сомнений, что это романтизм.

Герои и героини «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и сами отличаются от обычных людей, и поставлены автором в такие обстоятельства, которые нельзя назвать заурядными.

Работу над «Евгением Онегиным» поэт начал тогда же, в 1823 году в период южной ссылки, поэтому в романе наверняка присутствуют романтические черты. Но закончен труд был 1830 году, когда А.С. Пушкин уже сформировался как писатель-реалист.

Итак, что же в романе мы отнесем к романтизму, а что к реализму?

В.Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». И действительно, здесь мы видим подробное описание реалий петербургского общества и быта русской деревни. Такое воссоздание обстоятельств, в которых действуют персонажи, вполне позволяет назвать их типическими.

А что же с персонажами? Типический ли герой сам Онегин?

С одной стороны, он яркий представитель петербургского дворянства. Его образ жизни мало отличается от типичного времяпрепровождения молодого человека того времени. Недаром, по словам автора «Свет решил, что он умен и очень мил».

Однако герою невыносимо скучно: «русская хандра им овладела понемногу».

А.С. Пушкин сравнивает недуг с английским сплином, и читатель вспоминает героя Байрона, Чайльд-Гарольда. Сходство Евгения с персонажем с туманного Альбиона поэт подчеркивает не раз. А еще он замечает «неподражательную странность», которую мы тоже отнесем к чертам романтического характера.

И хотя действительно исключительных обстоятельств Пушкин для своего героя не создает, эпизод с дуэлью придает судьбе Онегина необходимый для романтического произведения трагизм.

Герой убивает лучшего друга и вынужден покинуть дом, общество и отправиться в странствия.

Романтические черты видны и в образе Ленского, а подчеркивают это его литературные пристрастия: Шиллер и Гете.

Есть налет романтизма и в образе Татьяны – автору нравится ее самобытность, ее отличие от типичной девушки того времени. А трагизм судьбы, ведь Татьяна вынуждена прожить жизнь с нелюбимым, становится еще одним аргументом, который дает нам право назвать ее романтической героиней.

Таким образом, хотя «Евгений Онегин» и считается первым реалистическим романом в русской литературе, в созданных А.С. Пушкиным образах мы можем найти и черты романтизма.

Но и назвать произведение в целом романтическим мы не можем, ведь картина русской жизни начала XIX века показана здесь масштабно и правдоподобно.

Литературоведы говорят о «синкретическом» реализме, имея в виду, что в два метода – романтизм и реализм – в романе слились в единое целое. И проанализировав образы главных героев и обстоятельства, в которых они оказались, мы не можем с ними не согласиться.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Краткий анализ романа «Евгений Онегин» по плану