Тема свободы в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Одна из отличительных особенностей романа «Евгений Онегин» — его полифонизм.

Повествуя о главных героях, Онегине и Татьяне, автор тонко переплетает линии их судеб с размышлениями о времени, в котором они живут, его ценностях, традициях, нормах общественной морали.

Одной из сквозных тем романа становится тема свободы, которая проходит через всё творчество Пушкина.

Одно из первых стихотворений поэта – ода «Вольность». По своим идеям она близка мироощущению молодого поэта Владимира Ленского.

«Поклонник славы и свободы», восемнадцатилетний Ленский привёз с собой из Германии дух романтической мечты, одной из главных ценностей которой была свобода.

Вот как описывает его Пушкин:

Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.

 

О чём же были его «песни»? Что любит душа Ленского?

…Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.

 

Если сравнить Онегина и Ленского, можно сказать, что оба они устали от условностей света, оба ими тяготились. Оба на свой лад мечтали о свободе, но мечта Ленского выходит на уровень философский.

Романтики воспринимают всю земную жизнь как несвободу, где душа томится в ожидании встречи со своей настоящей небесной Родиной. Проблески этой небесной родины, несущие душе освобождение, — любовь, дружба и творчество.

Вот почему Ленский избрал поэтическую стезю, вот почему он так коленопреклоненно любит Ольгу и так свято верит в дружбу Онегина.

Евгению же чужды подобные порывы. Он скучает, истомившись собственной никчемностью.

Если для Ленского свобода проявляется в жизни души, в той внутренней красоте, которую человек созидает сам, усилием собственного сердца и таланта, то Онегин ищет внешней свободы, понимая её как полное отсутствие социальных и личностных ограничений.

Вот почему его так пугает письмо Татьяны, своей серьёзностью как бы обязующее его к браку. И вот почему он так безжалостно убивает Ленского, прощаясь не столько  с ним, сколько с остатками романтизма в самом себе.

Как и всякий человек, носящий в себе пустоту, Онегин уезжает, чтобы развеяться и найти свободу на чужбине, но и это не приносит ему облегчения.

Быть может, он хочет освободиться от совести и памяти, всего человеческого, подобно демоническим героям Байрона? Но не будем додумывать за автора.

 

Достоверно известно лишь то, что Пушкин в продолжении романа имел намерение «свести» Онегина с декабристами. Героя, особенно, после поражения на личном фронте и подразумевающегося вслед за этим внутреннего взросления, очевидно, привлекла бы идея борьбы за гражданские свободы.

Но предположить, насколько долго пробыл бы в «Тайном обществе» Онегин, непросто. Слишком незаполнимой кажется его пустота. Возможно, это одна из причин того, что роман не был завершён.

 

Тайна обретения свободы, по Пушкину, — освобождение собственной души от всего ложного, лицемерного, наносного и подлого. В этом смысле внутренне свободной можно назвать Татьяну, сохранившую верность своим нравственным идеалам.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Москва в романе Пушкина «Евгений Онегин»