Тема лишнего человека в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Понятие «лишний человек» появилось в отечественном литературоведении в послепушкинскую эпоху и связывалось с реакционными настроениями николаевской России.

Признаками лишних людей в литературе считалась формальная принадлежность к дворянскому сословию и внутренняя отчуждённость от этого класса, даровитость и неспособность реализовать свои дарования, критическая настроенность к официальным явлениям общественной жизни.

«Лишний человек» в чистом виде сошёл со страниц повестей и романов Тургенева, но его отцами и дедами стали классические представители типа: пушкинский Онегин и лермонтовский Печорин.

В этих двух персонажах сильны черты байронических героев, но признаки «лишних людей», несомненно, также присутствуют.

 

Онегин – представитель высшего общества, часть светской элиты. Он разделяет убеждения своего круга, проводит время в занятиях, приличных для молодого человека его лет и положения.

Круговорот светских удовольствий, не прерываемый серьёзными занятиями, утомляет его, и герой разочаровывается в ценностях породившей его среды.

Воспользовавшись поводом навестить родовое поместье, он удаляется в деревню.

Однако в деревне Онегин продолжает «скучать». Он слегка модернизирует уклад жизни в поместье («Ярем он барщины старинной // Оброком лёгким заменил»), но не делает никаких глубинных усовершенствований.

 

Можно поспорить о критерии даровитости Евгения как признаке «лишнего человека».

По сравнению с умным, тонко организованным Печориным, Онегин кажется слишком бездеятельным, равнодушным, даже просто неинтересным.

Он не может писать, читать, трудиться, перо валится из его рук. Нет у Онегина охоты воевать, совершать перевороты, защищать угнетённых, спасать невинно осуждённых.

Он слишком замкнут в себе, холоден, эгоистичен.

 

Вся «талантливость» Евгения — в колком насмешливом уме, в способности не быть, а казаться блестящим, оригинальным, не похожим на других. Он отрицает всё и всех, ничего не предлагая взамен.

Онегин – носитель разъедающей его пустоты, которая оборачивается несчастьями для всех, кто оказывается рядом.

От руки героя погибает на дуэли восемнадцатилетний Ленский, Ольга лишается жениха, влюблённая в собственную выдумку Татьяна остаётся непонятой и одинокой.

После дуэли герой уезжает из деревни и отправляется в путешествие по России. Он чувствует себя чужим всему, что его окружало и, как все байронические герои, находит успокоение лишь в перемене мест.

Но тоска гонит его обратно в Петербург, в привычную среду. Там и происходит новая встреча Онегина с Татьяной.

 

Кажется, в конце романа чувство внутреннего одиночества начинает тяготить героя, он пишет Татьяне любовное признание, быть может, осознавая, что она – его единственный шанс быть понятым и услышанным, стать своим для мира и людей.

Отказ Татьяны подобен приговору.

Онегин должен оставить её, ведь она «другому отдана». Теперь он «лишний» даже для той, которая беззаветно любила его когда-то.

Онегин сам отделил себя «ото всего, что сердцу мило», сам убежал от возможного счастья, уничтожил росток дружбы, собственной гордыней и эгоизмом убил в себе способность к состраданию.

 

Если об Онегине можно говорить как о «лишнем человеке», стоит подчеркнуть, что его «лишнесть» обусловлена не столько социальными факторами, сколько отсутствием всякой внутренней работы.

В его одиночестве виновата не среда, а он сам (эта мысль всегда была дорога Пушкину).

Человек – сам хозяин своей судьбы, у него есть шанс измениться, просветлеть сердцем, выбрать другой путь, идущий не от людей, а к людям.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Москва в романе Пушкина «Евгений Онегин»