Зачем и почему Пушкин создал «онегинскую» строфу

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах», — писал А.С. Пушкин в самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» поэту П.А. Вяземскому.

В стихотворной форме автору удалось передать волнующие его чувства гораздо сильнее, чем это могла позволить проза.

Но новизна пушкинского произведения заключалась ещё и в том, что автор придумал для него особым образом организованную, так называемую «онегинскую» строфу, а не воспользовался уже известными строфами разного типа.

Весь роман написан с использованием сложного чередования стихов (исключение составляют письма Татьяны и Онегина, а также песня девушек в 3 главе).

 

Онегинская строфа представляет собой объединённые в небольшие группы стихи, в ней одинаковое количество строк и одинаково чередуются рифмы.

Она состоит из 14 стихов и делится на четыре части: три четверостишия и заключительное двустишие.

А.С. Пушкин применил в созданной им строфе все возможные способы рифмовки: в ней друг за другом следуют перекрёстная, смежная и опоясывающая рифма, две рифмованные строки завершают онегинскую строфу.

С какой целью поэт, написавший роман излюбленным стихотворным размером – четырёхстопным ямбом, придумал для него особую строфу?

Прежде всего, она помогала автору подчеркнуть «свободный» характер повествования, передать впечатление непринуждённого разговора с читателем.

Такая строфа не утомляет внимание, потому что каждый раз звучит по-разному.

Являясь относительно законченной по теме, онегинская строфа давала автору возможность с лёгкостью переключаться с одной темы на другую, помогала переходить от описаний и рассказа о событиях к лирическим размышлениям или высказываниям личных переживаний.

Новая строфа позволяла Пушкину передать многообразие интонаций, от «высокого», книжного, стиля речи обращаться к разговорному.

Выступая в роли определённого элемента в движении сюжета романа и являясь его композиционной единицей, онегинская строфа обладает особенной гибкостью.

Как правило, она представляет собой законченное по смыслу и форме короткое произведение. Автор по-разному распределил в ней текст.

Деление на фразы могло соответствовать у него делению на четверостишия с заключительной парой стихов, в которой как бы обобщались все предыдущие мысли. Фраза в онегинской строфе могла незаметно и легко переходить из одного четверостишия в другое.

Также в романе встречаются как бы незаконченные строфы. Их окончание Пушкин перенёс в следующую строфу, привлекая этим внимание к какому-либо действию или мысли.

Например, чтобы передать чувство томительного ожидания настоящей любви Татьяной, автор завершил начатую в VII строфе третьей главы мысль в начале VIII строфы:

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала … кого-нибудь

И дождалась…

Существует также предположение, что в онегинской строфе А.С. Пушкин закодировал план молодого архитектора Витберга, предложившего проект строительства храма Христа Спасителя.

Но, чем бы ни руководствовался поэт, придуманная им лёгкая, непринуждённая форма смыслового и поэтического выражения говорит о том, каким непревзойдённым мастером стиха он был.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Москва в романе Пушкина «Евгений Онегин»