Мечта и реальность в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — одно из произведений, в котором можно найти аргументы на тему «Мечта и реальность».

Герою, в честь которого назван роман, мечтательность не присуща. А вот Автор (чей образ время от времени проявляется на страницах произведения) связывает с темой мечты и реальности пространство Петербурга.

В нескольких строфах, посвящённых городу, Пушкин описывает свою любовь к пустынным улицам северной столицы, магии белых ночей:

Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод весёлое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зелёный из тюрьмы
Перенесён колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.

 

Поэзия ночного Петербурга, будоражащего мечты, противопоставлена реалистичному Петербургу, каким воспринимает его Онегин.

Для Евгения это город блеска, шика, светского успеха: Летний сад, Невский проспект, Милльонная – вполне узнаваемая география высшего света.

Для Пушкина – город, который даёт начало свободолюбивым мечтам, будит воспоминания о счастливой молодости.

Двойственность Петербурга станет центральной темой «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, затем эту тему разовьёт Ф. М. Достоевский. Каждый из этих писателей на свой лад рассказал о столкновении человеческой мечты и суровой реальности в декорациях города-призрака.

 

Второй повод сопоставить мечту и реальность в романе – характер его главной героини Татьяны Лариной.

Живя в сельском уединении, где не так много пищи для души и ума, Татьяна с головой ушла в чтение. Её взрастили французские и английские романы.

Наложившись на патриархальное воспитание, эти образы взрастили в душе героини мечту об идеальной любви. Она представляла себя то Юлией, то Клариссой, ожидая «кого-нибудь», кто смог бы стать её героем.

Образ Онегина глубоко потрясает Татьяну. Неслучайно в своём письме-признании она сравнивает его то с «ангелом-хранителем», то с «коварным искусителем».

Татьяна не считается с предрассудками и первой признаётся Онегину в любви. Этот поступок был величайшей дерзостью в те времена, но сила её мечты была так велика, что Татьяна не побоялась открыться.

 

Что же «герой романа»? Испуган, смущён. То, что казалось Татьяне мечтой, стало для него чем-то слишком настоящим, реальным, а значит, непривычным и опасным.

Это романтик Ленский, останься он в живых да поживи чуть подольше на белом свете, мог бы оценить поэтический порыв Тани Лариной, но рациональному реалисту Онегину такая откровенность не по нраву.

Мечта Татьяны о счастье с любимым рушится в одночасье, сталкиваясь с реальностью.

Рисуя себе образ Онегина, девушка представляет некую абстрактную романтическую идею. На деле она не знает столичного денди, не ведает, что тот просто не поймёт и не оценит тихую уездную барышню.

Гораздо позже, посетив кабинет Онегина в его деревенском имении и внимательно изучив круг интересов возлюбленного, Татьяна с горечью догадывается: «Уж не пародия ли он?».

К ней приходит знание о внутренней пустоте Онегина. Отчасти этим и будет вызван её суровый отказ в финальной сцене романа.

Евгений Онегин Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Евгений Онегин
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Главная тема романа Пушкина «Евгений Онегин»