Мечта и реальность в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — одно из произведений, в котором можно найти аргументы на тему «Мечта и реальность».

Герою, в честь которого назван роман, мечтательность не присуща. А вот Автор (чей образ время от времени проявляется на страницах произведения) связывает с темой мечты и реальности пространство Петербурга.

В нескольких строфах, посвящённых городу, Пушкин описывает свою любовь к пустынным улицам северной столицы, магии белых ночей:

Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод весёлое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зелёный из тюрьмы
Перенесён колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.

 

Поэзия ночного Петербурга, будоражащего мечты, противопоставлена реалистичному Петербургу, каким воспринимает его Онегин.

Для Евгения это город блеска, шика, светского успеха: Летний сад, Невский проспект, Милльонная – вполне узнаваемая география высшего света.

Для Пушкина – город, который даёт начало свободолюбивым мечтам, будит воспоминания о счастливой молодости.

Двойственность Петербурга станет центральной темой «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, затем эту тему разовьёт Ф. М. Достоевский. Каждый из этих писателей на свой лад рассказал о столкновении человеческой мечты и суровой реальности в декорациях города-призрака.

 

Второй повод сопоставить мечту и реальность в романе – характер его главной героини Татьяны Лариной.

Живя в сельском уединении, где не так много пищи для души и ума, Татьяна с головой ушла в чтение. Её взрастили французские и английские романы.

Наложившись на патриархальное воспитание, эти образы взрастили в душе героини мечту об идеальной любви. Она представляла себя то Юлией, то Клариссой, ожидая «кого-нибудь», кто смог бы стать её героем.

Образ Онегина глубоко потрясает Татьяну. Неслучайно в своём письме-признании она сравнивает его то с «ангелом-хранителем», то с «коварным искусителем».

Татьяна не считается с предрассудками и первой признаётся Онегину в любви. Этот поступок был величайшей дерзостью в те времена, но сила её мечты была так велика, что Татьяна не побоялась открыться.

 

Что же «герой романа»? Испуган, смущён. То, что казалось Татьяне мечтой, стало для него чем-то слишком настоящим, реальным, а значит, непривычным и опасным.

Это романтик Ленский, останься он в живых да поживи чуть подольше на белом свете, мог бы оценить поэтический порыв Тани Лариной, но рациональному реалисту Онегину такая откровенность не по нраву.

Мечта Татьяны о счастье с любимым рушится в одночасье, сталкиваясь с реальностью.

Рисуя себе образ Онегина, девушка представляет некую абстрактную романтическую идею. На деле она не знает столичного денди, не ведает, что тот просто не поймёт и не оценит тихую уездную барышню.

Гораздо позже, посетив кабинет Онегина в его деревенском имении и внимательно изучив круг интересов возлюбленного, Татьяна с горечью догадывается: «Уж не пародия ли он?».

К ней приходит знание о внутренней пустоте Онегина. Отчасти этим и будет вызван её суровый отказ в финальной сцене романа.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Система образов в романе Пушкина «Евгений Онегин»