Поэтика романа Пушкина «Евгений Онегин»

Поэтика или набор художественных средств, использованных Пушкиным при создании романа «Евгений Онегин», демонстрирует широчайшую образную палитру поэта, метафорические и стилистические богатства русского языка.

Основные поэтические особенности романа:

  • жанровое своеобразие,
  • оригинальная зеркальная композиция,
  • чередование портретных и пейзажных характеристик с повествовательными элементами,
  • своеобразие строфики и ритмики,
  • образность,
  • афористичность.

Следует отметить, что отличительная черта пушкинской образности – её естественность и лаконичность. Каждая авторская характеристика исполнена с чувством меры и вкуса.

При создании описаний природы или бытовых сцен поэт использует немногочисленные, но необходимые эпитеты: «легла волнистыми коврами», «лесов таинственная сень», «с печальным шумом», «прозрачный сумрак», «блеск безлунный пустынных улиц».

Дополняют картину олицетворения: «Уж небо осенью дышало», «Восток ленивый почивает», «…камин чуть дышит», «перо, забывшись, … рисовало».

Поэт пользуется иносказаниями, отдавая дань модному в то время мифологизму. Так, луна у Пушкина называется Дианой, а воля судьбы иронически именуется «всевышней волею Зевеса».

Не чужды автору и прямые сравнения: «как лань лесная, боязлива», «красна лицом она, как эта глупая луна…», «как поцелуй любви, мила».

Убедительность пушкинских описаний достигается выстраиванием внушительных образных рядов, в которых в порядке перечисления представлены предметы или явления, синтаксически оформленные как ряды однородных членов:
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щётки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

 

А вот соблазнительная картина кушаний, которыми ужинает Онегин:

Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
За ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

С особым мастерством создаёт Пушкин краткие характеристики персонажей, многие из которых стали крылатыми фразами: «кокетка ветреный ребёнок», «всегда восторженная речь и кудри чёрные до плеч», «молодой повеса», «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Стилистика романа сочетает в себе традиционные и новаторские средства: инверсии, анафоры, стилистические паузы, интонационные повторы (особенно в письмах Онегина и Татьяны).

Отточенность каждой фразы придаёт предложениям завершённость. Строки романа афористичны.

 

Несмотря на то, что перед нами текст, написанный по всем законам стихосложения (на всём протяжении романа выдержан единый размер: четырёхстопный ямб, сохранена общая схема рифмовки внутри каждой строфы), читается он естественно и плавно, так, как будто ничто не нарушает свободного повествовательного ритма.

Этому способствует уникальное изобретение Пушкина – «онегинская строфа»: строфа из 14 строк, напоминающая английский сонет.

В каждом четверостишии содержится по две пары перекрёстно зарифмованных слов, а итоговое двустишие имеет параллельную рифмовку.

Такая структура помогает сделать необходимое описание и заключить его коротким афористическим выводом.

За счёт выбранной строфики и ритма выдерживается общая динамика текста, которую усиливают глагольные перечисления: «На красных лапках гусь тяжёлый // Ступает бережно на лёд, // Скользит и падает…»

 

Роман «Евгений Онегин» — вершина пушкинской поэтики, демонстрирующий тончайшие оттенки образной палитры поэта и величайшее изобразительное мастерство, позволившее В. Г. Белинскому назвать это произведение «энциклопедией русской жизни».

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Москва в романе Пушкина «Евгений Онегин»