Своеобразие жанра произведения Пушкина «Евгений Онегин»

Ко времени создания «Евгения Онегина» Пушкин оказался на развилке жанровых дорог.

Каноны русской литературы ещё только складывались, и потому писателям приходилось ориентироваться на уже имевшиеся западноевропейские образцы.

Одним из путей создания крупного художественного произведения считалась в то время лироэпическая поэма. Образцы этого жанра были представлены в творчестве Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Дж. Г. Байрона.

Во многом именно Байрон придал в общем-то эпическому жанру поэмы лирическое звучание, дав новый ракурс художественного изображения. Его герои не просто действуют, они – чувствуют, автор же становится не простым бытописателем, а живым соучастником происходящего.

На русском языке ничего подобного написано ещё не было. Вот почему роман «Евгений Онегин» часто называют русским «Чайльд Гарольдом».

 

Другой традиционный путь – создание классического романа в прозе.

Жанр романа, возникший в поздней античности и получивший своё название от лат. «Roman» (римский), широко распространился в средневековье, вобрав в себя черты народной ярмарочной культуры, затем, в эпоху Возрождения, обрёл типологию сюжетов, а в эпоху романтизма научился живописать конфликты общественных отношений.

В русской литературе типичного романа в его европейском понимании к моменту создания «Евгения Онегина» также не было.

Были повести Новикова и Карамзина, был роман-путешествие А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», напоминающий, скорее, серию очерков и тяготеющий к публицистике.

А вот социально-философского романа с сюжетными линиями, охватывающими частную жизнь отдельных семей или героев, не было.

 

Пушкин свёл две традиции в одну, создав первый в России роман в стихах «Евгений Онегин».

Обозначив жанр произведения таким образом, поэт настоял на соединении двух родов литературы: лирики и эпоса. Встретились две изобразительные стихии, каждая из которых дала возможность воспринимать и анализировать роман под особым углом зрения.

От романа «Евгений Онегин» взял размах изображения, его эпичность (пространство и время действия распахнуты), обилие персонажей, соединение нескольких сюжетных линий, богатую социально-философскую и нравственно-психологическую проблематику, тщательную прорисовку культурно-исторического фона.

От лирики «Евгению Онегину» досталась исповедальная задушевная интонация, с которой ведётся повествование, «вмешательство» во внутреннюю жизнь персонажей, описание сцен их частной жизни, свободная композиция, обилие авторских отступлений и наличие лирического героя.

 

Роман в стихах «Евгений Онегин» стал настоящим жанровым открытием Пушкина, благодаря которому русскую литературу во всём мире стали считать неожиданной и новаторской.

Традицию жанрового эксперимента продолжил Н. В. Гоголь, по иному соединив поэзию и прозу в своём бессмертном произведении «Мёртвые души», которое определил как прозаическую поэму.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Москва в романе Пушкина «Евгений Онегин»