Лирика в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Роман в стихах «Евгений Онегин» — произведение лиро-эпическое. При этом присутствие лирики не сводится к одной только поэтической форме текста.
Лирика пронизывает собой поэтику и философию романа, его сюжет и композицию.
Назовём основные признаки присутствия лирики в произведении:
1. Наличие лирических отступлений
Это композиционное новшество, привнесённое Пушкиным в структуру романа, полюбилось последующим поколениям русских писателей. Например, М. Ю. Лермонтову и Н. В. Гоголю.
2. Присутствие лирического героя
Так как лирика пропускает весь мир через призму авторского «я», автору недостаточно руководить действием.
В определённые моменты он сам выходит на сцену, чтобы расставить нужные акценты и сообщить нам о героях нечто такое, что знает, на правах «доброго приятеля», только он один.
3. Задушевность интонации
Как мы знаем для лирических произведений (стихотворений, маленьких поэм) характерна доверительная интонация, которая погружает читателя в дружескую интимную обстановку, делая его соучастником происходящих событий.
Иногда доверительность достигает исповедальной высоты. Это происходит и в романе «Евгений Онегин».
Пушкин начинает повествование, как личную историю, приукрашивая рассказ ироничными замечаниями об умирающем дяде и «молодом повесе».
Тем самым он мгновенно совершает установку на камерность и переходит прямо к действию, что было в высшей степени ново для зачина эпических поэм и романов с их установкой на долгие торжественные предисловия.
На протяжении действия интонация ни разу не сбивается на отстранённый эпический тон. Возможно, именно это дало Пушкину основание назвать своё творение «одним длинным стихотворением» в письме к П. А. Вяземскому.
4. Описание внутреннего мира героев
Точнее будет назвать эту особенность не описанием, а раскрытием внутреннего мира.
Никогда прежде мы не узнали бы в таких подробностях, чем живёт молодой петербургский денди, во сколько он зван на бал, какие носит панталоны, какие щётки стоят у него на туалетном столике.
Не заглянули бы мы и в девичью, где при свете луны Татьяна перелистывает сонник Мартына Задеки, где она шепчется с няней, где чертит пальцем на стекле «заветный вензель О. да Е.».
После Пушкина неприкосновенность личной жизни героев стала невозможна. На свет явилась лирическая деталь.
Эти и некоторые другие черты позволяют видеть в «Евгении Онегине» произведение, прежде всего, поэтическое. Лирическая концентрация его сюжета выдержана на длинной дистанции восьми глав. Этот пушкинский рекорд явился уникальным примером соединения эпоса и лирики в границах нового жанра.