Как определял Пушкин жанр «Евгения Онегина»

В письме к П. А. Вяземскому А. С. Пушкин так сообщал приятелю о работе над «Евгением Онегиным»: «…пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».

Действительно, все существовавшие до этого времени романы писались в прозе.

Чтобы понять, в чём заключается «дьявольская разница», о которой говорит поэт, попробуйте пересказать в рифму хотя бы один короткий прозаический сюжет. В угоду законам стихосложения придётся изменить ритм повествования, структуру предложений и даже логику рассказа!

Из-за присутствия рифмы история будет восприниматься легче, повествование станет воздушнее (Так и происходит в первых главах романа, насыщенных авторской иронией).

А вот как быть с темами серьёзными? Не покажутся ли они легковесными, шуточными в поэтическом исполнении? Что и говорить, Пушкин поставил перед собой задачу чрезвычайной сложности.

 

Осознавая собственное новаторство, в предисловии к первому изданию романа, поэт пишет: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, никогда не будет окончено».

Скромное упоминание такого малого лирического жанра, как стихотворение, намекает на изначальную установку Пушкина описать лишь отдельную лирическую историю Онегина и Татьяны.

По мере развития сюжета возникла потребность в полном описании образов главных героев, среды, в которой они жили, их привычек, вкусов и воспитания.

Так в романе наметились новые изобразительные планы: светский Петербург и русская деревня, традиция и новаторство, Восток и Запад как векторы поведения.

Разрастаясь в объёме, «Евгений Онегин» получил установку на лирическую спонтанность. Поэту необходима полная свобода от условностей, поэтому он оставил за собой право сохранить свободную композицию и назвал своё сочинение «собраньем пёстрых глав»:

…Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

«Роман в стихах», «большое стихотворение», которое, «вероятно, не будет окончено», «собранье пёстрых глав» — вот определения, которые дал своему произведению Пушкин.

Поэту удалось стать родоначальником нового жанра в литературе, как нельзя лучше воплотившего авторский замысел и принесшего своему создателю мировую славу.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Москва в романе Пушкина «Евгений Онегин»