Как определял Пушкин жанр «Евгения Онегина»

В письме к П. А. Вяземскому А. С. Пушкин так сообщал приятелю о работе над «Евгением Онегиным»: «…пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».

Действительно, все существовавшие до этого времени романы писались в прозе.

Чтобы понять, в чём заключается «дьявольская разница», о которой говорит поэт, попробуйте пересказать в рифму хотя бы один короткий прозаический сюжет. В угоду законам стихосложения придётся изменить ритм повествования, структуру предложений и даже логику рассказа!

Из-за присутствия рифмы история будет восприниматься легче, повествование станет воздушнее (Так и происходит в первых главах романа, насыщенных авторской иронией).

А вот как быть с темами серьёзными? Не покажутся ли они легковесными, шуточными в поэтическом исполнении? Что и говорить, Пушкин поставил перед собой задачу чрезвычайной сложности.

 

Осознавая собственное новаторство, в предисловии к первому изданию романа, поэт пишет: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, никогда не будет окончено».

Скромное упоминание такого малого лирического жанра, как стихотворение, намекает на изначальную установку Пушкина описать лишь отдельную лирическую историю Онегина и Татьяны.

По мере развития сюжета возникла потребность в полном описании образов главных героев, среды, в которой они жили, их привычек, вкусов и воспитания.

Так в романе наметились новые изобразительные планы: светский Петербург и русская деревня, традиция и новаторство, Восток и Запад как векторы поведения.

Разрастаясь в объёме, «Евгений Онегин» получил установку на лирическую спонтанность. Поэту необходима полная свобода от условностей, поэтому он оставил за собой право сохранить свободную композицию и назвал своё сочинение «собраньем пёстрых глав»:

…Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

«Роман в стихах», «большое стихотворение», которое, «вероятно, не будет окончено», «собранье пёстрых глав» — вот определения, которые дал своему произведению Пушкин.

Поэту удалось стать родоначальником нового жанра в литературе, как нельзя лучше воплотившего авторский замысел и принесшего своему создателю мировую славу.

Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин» Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин» Актуальность романа Пушкина «Евгений Онегин»
Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Основные события романа Пушкина «Евгений Онегин»