Изображение природы в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Роль пейзажа в художественном произведении очень важна. Он помогает раскрыть характеры героев, описать пространство, в котором они живут и действуют, а ещё пейзаж – это средство передачи человеческих эмоций в литературе.

Например, если за окном вьюга, не видно ни зги, скорее всего, на душе у героя смятение. А первый снег, выпавший за окнами, можно воспринимать как символ успокоения и тишины.

Тонкий знаток и ценитель природы, Пушкин в романе «Евгений Онегин» создаёт яркие картины весны, осени и зимы, помогая читателю почувствовать динамику действия через смену времён года.

Отрывки из «Евгения Онегина» с описаниями природы многими воспринимаются как отдельные стихотворения, ведь мы знаем их с начальной школы.

Это знаменитые фрагменты «Зима. Крестьянин, торжествуя…», «В тот год осенняя погода…», «Вот север, тучи нагоняя…», «Гонимы вешними лучами…».

 

Пушкин особенно любит осень – время успокоения природных стихий, трезвой ясности ума и работы души. Осень – это зрелость года.

Самый плодотворный период жизни поэта называют «болдинской осенью». В селе Болдино Нижегородской губернии Пушкиным было написано около 45 произведений, в том числе, последняя глава «Евгения Онегина» и наброски о путешествии героя.

Об осени Пушкин говорит просто, используя минимальное количество эпитетов («с печальным шумом», «таинственная сень»).

В то же время вырисовывается подробная, легко узнаваемая картина с акварельным воздухом поздней осени, запахом отсыревшей листвы, скупыми лучами холодного солнца, криками отлетающих птиц:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 

Колоритны и образны изображения зимы, которую Пушкин, вместе со своей героиней Татьяной, чувствуют с особой остротой:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарёю поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

 

Картины, родной природы, увиденные в Болдино и Михайловском, полны живой прелести, понятны каждой русской душе:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

 

А о приходе весны автор сообщает с печалью: «Как грустно мне твоё явленье, // Весна, весна, пора любви…».

Это время напоминает ему об очаровании первой молодости, о прошедшей влюблённости, крушении молодых ожиданий. Так в романе звучит мотив невзаимного чувства, надежд, утраченных на рассвете жизни.

Судьба Татьяны Ларины, чью любовь отвергает Онегин, вписана в настроение этого пейзажа. Природа в романе вообще часто сопровождает героиню.

Образы леса, сада, луны – её стихия. Татьяна – такая же настоящая, как божий мир, с которым она едина.

Наоборот, там, где происходит разрыв с природой, чувствуется внутренний конфликт.

К примеру, городской житель Онегин, для которого природа ограничена прогулками в Летнем саду, не чувствует радости от деревенской жизни, хотя Пушкин сообщает, что «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…» Герой вообще не отличается чувствительностью.

 

Образы природы – своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая определить уровень душевной чуткости персонажей, их способность воспринимать прекрасное.

Описания времён года стали ярчайшими иллюстрациями народного бытия в «энциклопедии русской жизни».

Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин» Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин» Актуальность романа Пушкина «Евгений Онегин»
Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Основные события романа Пушкина «Евгений Онегин»