Как меняется отношение Пушкина к Евгению Онегину
Знакомство читателя с Евгением Онегиным начинается с первых страниц романа.
При внимательном прочтении первой главы кажется, что Пушкин пускает в своего героя все стрелы имеющейся иронии.
Признание Онегина в том, что он из корысти ухаживает за «полуживым» дядюшкой, описание распорядка дня героя, его воспитания и образования, привычек и внешнего вида – всё говорит о внутренней пустоте, морально-нравственном убожестве персонажа.
Однако жалеть или осуждать его никак не хочется. Евгений всё равно вызывает симпатию. Как это удаётся автору?
Во-первых, он не критикует героя прямо, предоставляя читателю возможность самому понаблюдать за Евгением.
Во-вторых, отношение Пушкина к своим героям очень человечное, родственное. Он подчёркивает, что у них с Онегиным много общего, прямо называет его своим «добрым приятелем». Мы понимаем, что и сами во многом похожи на Онегина, «мы все учились понемногу // чему-нибудь и как-нибудь».
В-третьих, герой остроумен, ироничен, правдив – и эти черты вызывают нашу симпатию.
Однако безобидная онегинская пустота, обозначенная в первой главе, оказывается не такой уж умилительной. Попадая в деревню, в иные для него условия существования, Евгений соприкасается с вещами, куда более серьёзными, чем то, к чему он привык.
Он знакомится с Ленским, между ними завязывается что-то похожее на дружбу. Но Онегин не умеет дружить, ведь для этого порой нужно забывать о себе, своей гордости и тщеславии. Из глупой привычки смеяться надо всем Онегин вызывает Ленского на дуэль и убивает невинного юношу.
Однако и тут Пушкин не хочет показать Онегина бездушным чудовищем. Он описывает размышления героя перед поединком. Онегин…
…Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой…
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Что же помешало Онегину попросить прощения у друга?
«…Но теперь
Уж поздно; время улетело…
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шёпот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!»
Евгений боится общественного осуждения. Его сочтут трусом, он потеряет свою безупречную репутацию!
Здесь, именно в этом онегинском опасении, мы видим скелет его морали.
«Пружина чести», сжатая доселе, распрямляется и толкает Онегина на преступление.
Второе испытание, которому подвергает героя автор, — любовь.
Получив признание Татьяны, Онегин отвечает девушке отказом. Он тронут её чувством, но боится ответственности перед ней, его пугает возможность лишиться свободы, тяготят семейные обязательства.
Получается, что бесстрашный в рассуждениях, в своих поступках Онегин – трус.
Пушкин не говорит этого прямо, но со всей очевидностью демонстрирует это по ходу развития сюжета.
В завершении романа Онегин предстаёт перед нами изменившимся. Он вернулся из путешествия по России, которое помогло ему переосмыслить многое в себе.
В душе героя впервые рождается сильное чувство. Он наконец осознал, что внутреннюю пустоту необходимо заполнить, и это осознание влечёт его к Татьяне. Но в её лице Пушкин даёт своему герою заслуженный урок: «Всему своё время. За каждый наш поступок следует расплата».
Время было упущено Онегиным, и автор оставляет своего персонажа «в минуту, злую для него», так и не продолжив линию жизни Евгения в новых главах романа.
Возникает ощущение, что герой больше не интересен поэту, счёты с ним сведены. Однако богатый потенциал пушкинского образа стал основанием для появления галереи новых «героев времени» в последующей русской литературе.