Какие темы поднимает Пушкин в романе «Евгений Онегин»
Знаменитое определение романа «Евгений Онегин» как энциклопедии русской жизни, данное В. Г. Белинским, определяет круг вопросов, которые озвучены А. С. Пушкиным в его бессмертном произведении.
Одна из главных тем романа – тема России.
В образах главных героев (Евгения и Татьяны) Пушкин сопоставляет две формы национального бытия, два уклада: исконно-русский, деревенский, патриархальный и городской, европейский, новейший.
Когда Онегин приезжает в деревню после смерти дядюшки, он попадает в чуждую для себя среду. Воспитанный светской культурой Петербурга, он похож на летучую рыбу, которой необходимо время от времени выпрыгивать на поверхность воды, чтобы глотнуть свежего воздуха.
А обитатели деревни (помещики Ларины и их соседи) – это глубинные рыбы, которые свободно чувствуют себя в родной национальной стихии.
Конфликт двух мировоззрений выразится в отношениях героя с Ленским и Татьяной.
Вторая тема романа – тема любви и дружбы.
Она вытекает из противопоставления, о котором говорилось выше.
Любовь и дружба помогают нам понять, чего на самом деле стоит человек. Онегин не проходит испытания истинной дружбой, убивая Ленского по нелепой случайности, недомыслию.
Любовь Татьяны, слишком серьёзная и потому непривычная для него, также не приносит Евгению облегчения. Он бежит из деревни, обрывая все человеческие связи.
Третья тема произведения — «Личность и эпоха» или «Человек в истории».
«Мы все глядим в Наполеоны», — отмечает Пушкин на страницах романа.
Культ личности французского диктатора-романтика оказал огромное влияние на всю культуру 19 века. Наполеон явился примером несгибаемой человеческой воли, подчиняющей себе народы и царства.
«Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя…», — подметит автор далее.
Идея превосходства одного человека над многими видится Пушкину отнюдь не безобидной. Эта тема будет продолжена в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в образе Раскольникова, посчитавшего, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет».
Помимо уже названных, в романе звучат темы и мотивы всей последующей русской литературы:
- тема семьи (сёстры Ларины и их домашний мир вдохновят Л. Н. Толстого на создание лучших семейных сцен «Войны и мира»);
- тема русского женского характера (образ Татьяны будет продолжен галереей «тургеневских девушек»);
- тема русского быта (городского европеизированного и усадебного, помещичьего — полногласно зазвучит у Н. В. Гоголя и И. А. Гончарова);
- тема противопоставления Москвы и Петербурга (читайте «московский» и «петербургский» текст русской литературы);
- тема участия молодёжи в общественной жизни (путешествие Онегина по Европе в сохранившихся фрагментах глав).
Какую бы русскую тему мы ни взяли, обязательно вспомнится намёк, аллюзия, или цитата из «Евгения Онегина». Роман продолжает рассказывать нам о нас самих, подтверждая суровую истину: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…»