Какими средствами Пушкин раскрывает характер Евгения Онегина
Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А.С. Пушкина.
Это холостой молодой человек, петербуржец, представитель передового поколения дворянства начала XIX века.
Вокруг образа Евгения строится все повествование романа. Через взаимоотношения с ним раскрываются и характеры других героев.
В Евгении причудливым образом сочетаются положительные и отрицательные черты. На протяжении романа читатель то испытывает симпатию к главному герою, то осуждает его. Поэтому его образ стал одним из основных образов русской художественной литературы.
Онегин – современник А.С. Пушкина. Поэт называет своего героя «добрый мой приятель». И многие критики отождествляли автора романа с Евгением.
Действительно, между Пушкиным и Онегиным много общего как между типичными представителями своего времени. Однако сам поэт проводил границу между своим героем и собой:
Всегда готов заметить разность
Между Онегиным и мной.
Евгений хорошо образован, начитан, владеет французским языком. Воспитывался герой по тогдашней моде гувернером-французом:
…француз убогий,
Чтоб не измучилась дитя,
Учил всему его шутя.
В описании этого эпизода из жизни своего героя Пушкин применяет иронию. Это средство художественной изобразительности поэт часто использует на протяжении всего произведения.
Например, говоря о познаниях Евгения, Пушкин пишет:
Имел он счастливый талант
Без принуждения в разговоре
Коснуться до всего слегка…
Но Евгений знает всего понемногу, познания его поверхностны и неглубоки. И это типичный случай для молодых дворян того времени.
Основными качествами Евгения являются надменность, холодность и высокомерность. На окружающих он смотрит снисходительно, свысока.
Даже к своему другу Ленскому Онегин относится не как к равному. Пушкин называет своего главного героя «надменным бесом», «снисходительным Евгением».
Наверное, самым точным словом, характеризующим Онегина, будет «скука». Онегину скучно в Петербурге, светская жизнь и высшее общество ему надоедает.
Онегин, как и его сверстники, ведёт праздный образ жизни, посещает балы, театры, званые обеды и ужины. Такая жизнь приводит Евгения к унынию.
Однако так же как унывает герой от безделья, скучает он и тогда, когда занимается делом. Ему быстро надоедает любой труд, так как привычки работать у него нет, ведь «труд упорный ему был тошен».
И, даже сменив шумный город на деревню, Онегин продолжает скучать, ведь от себя не убежишь, даже полностью изменив свою жизнь.
Тогда автор знакомит Онегина с другими героями.
С поэтом Ленским у Евгения сложилась своеобразная дружба, когда два абсолютно не похожих друг на друга героя становятся близки, дополняя и обогащая друг друга.
И когда по трагической случайности Евгений убивает Ленского на дуэли, это событие меняет его, затрагивает самые глубокие его чувства, пробуждает его.
Ведь, несмотря на свои отрицательные качества, Онегин обладает и благородными чертами. Прежде всего, он честен.
Когда Евгений отказывает в любви Татьяне, которая сумела разглядеть в нем красоту души и честную натуру, он поступает благородно по отношению к ней, отказываясь использовать любовь девушки ей во вред:
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.
Евгений не может измениться, считает, что супружеская жизнь не для него, считая себя недостойным Татьяны. И после объяснения с девушкой Евгений исчезает из повествования, как бы для того, чтобы Татьяна смогла его забыть, вырвать из своего сердца.
И в следующий раз мы видим Онегина уже через несколько лет. Это уже не тот Евгений, каким мы его знали в начале романа.
Жизненные перипетии изменили героя, он пытается изменить свои ошибки и прежде всего по отношению к Татьяне.
Однако время ушло, Татьяна замужем и ничего нельзя вернуть обратно. Онегин остается один на один с собой и своим прошлым. Так горько Пушкин заставляет героя сожалеть о содеянном.
Онегин наказан, но его трагизм заключается в том, что он не виноват.
Причиной его трагедии стали нравы дворянского общества, в котором он вырос и живёт. Пустота и холодность света сделали героя таким, каким он стал. И этот же свет осудил его как эгоистичного и гордого.