Любовь в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Известно, что герои литературных произведений, как, наверное, и люди вообще, «проверяются» любовью.
Чем добрее, чище, талантливее и благороднее человек, тем сильнее и преданнее он способен любить. И наоборот: чем человек ограниченнее, эгоистичнее, тем мельче его любовь.
Этот нравственный закон иллюстрируется в романе Пушкина «Евгений Онегин».
В романе несколько любовных линий:
- Ленский – Ольга.
- Татьяна – Онегин – Татьяна.
- Татьяна – её муж.
Конечно, главная среди них – история Онегина и Татьяны, но для начала – о Ленском.
18-летний поэт влюбляется в Ольгу Ларину пылкой романтической любовью, обожествляя предмет поклонения как истинный рыцарь.
Его чувство свято, он мрачнеет, когда Евгений сравнивает её с «глупой луной на глупом небосклоне», потому что не видит пятен на своей луне. Пушкину дорог этот образ первой юношеской любви, не знающей сомнений:
Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлив.
Стократ блажен, кто предан вере,
Кто, хладный ум угомонив,
Покоится в сердечной неге,
Как пьяный путник на ночлеге,
Или, нежней, как мотылёк,
В весенний впившийся цветок;
Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова,
Кто все движенья, все слова
В их переводе ненавидит,
Чьё сердце опыт остудил
И забываться запретил!
Ленский готов умереть за свою возлюбленную. Так и происходит.
Он погибает на дуэли от руки бывшего приятеля – и его гибель символична. Так Пушкин прощается с эпохой романтизма и романтиком в самом себе.
Далее автор пишет о собственной юности, жар которой с годами угас. Божество женской красоты перестало приковывать его к себе, поэт отчасти разгадал женскую загадку.
Не пленяется женской и любовью и пресыщенный светский лев Онегин, для которого «наука страсти нежной» давно перестала быть тайной.
Пушкин говорит, что Евгений умел «шутя, невинность изумлять». Он, как некий искуситель, прекрасно знал, как растревожить даже самое робкое сердце. Женщины воспринимались им как добыча, но, пресытившись удачной ловлей, он к ним охладел.
Татьяна – образ той невинности, о которой намёком говорит Пушкин. Её любовь истинна и глубока, как мир живой природы и народных традиций, которые её окружают. «Душа ждала… кого-нибудь», — говорится о ней.
Все силы девичьей души, созданной для того, чтобы согревать, оберегать любимого, хранить ему верность, долго зрели в ней и, наконец, нашли выход в любовном письме.
Нарушая светские приличия, Татьяна признаётся в любви первой. Она понимает, что это дерзость, но искренность мешает ей молчать.
Испуганный этим порывом свежего настоящего чувства, Онегин даёт Татьяне суровую отповедь и фактически спасается бегством. Для него важна иллюзия внешней свободы, он не хочет связывать себя узами брака.
В столкновении двух характеров становится ясно, как мелок душой испуганный Онегин, как прекрасна не боящаяся осуждения Татьяна.
Время расставляет всё по местам. Через годы Онегин встречает замужнюю Татьяну в высшем обществе и там, в привычной для него обстановке, она становится по-новому притягательной.
Но и здесь Татьяна верна себе: она сохраняет достоинство, выбирая верность и честь, а не сиюминутное ветреное счастье.
Отказ героини закономерен: она осталась чистым, совестливым человеком, понимающим, что теперь, в своём новом статусе, не должна запятнать имя мужа.
Не изменился и Онегин: он снова думает лишь о себе, своих желаниях, не считаясь с тем, какую боль и смятение может вызвать своим запоздалым признанием в душе Татьяны.
О третьей любовной линии (Татьяна и её муж) не стоило бы говорить отдельно, если бы не последняя сцена романа.
Не случайно в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского появляется написанная поэтом К. Шиловским ария Гремина, супруга Татьяны. Гремин признаётся в искренней любви к жене, составившей счастье его жизни. После такого признания становится очевидно, что измена Татьяны убила бы этого человека.
Можно ли говорить, что хотя бы одна любовь в «Евгении Онегине» радостна и взаимна? Нет. Человеческая природа противоречива, непостоянна. В невозможности подобного чувства Пушкин видит источник зарождения новых творческих импульсов.