Образ и описание Евгения Онегина в романе Пушкина
Евгений Онегин – персонаж, именем которого назван роман А. С. Пушкина. В переводе с греческого имя Евгений означает «благородный».
Фамилия Онегин вызывает ассоциации с холодными водами северного Онежского озера и реки Онеги. Так же холоден сам Онегин, человек рассудка, а не эмоций.
В начале произведения мы узнаём, что Онегин, «добрый приятель» автора, родился в Петербурге, «на брегах Невы» и был воспитан на манер многих молодых дворян начала 19 века. То есть учился «понемногу», «чему-нибудь и как-нибудь»: сперва его воспитывала француженка, затем — француз-гувернёр.
Никто не утруждал дитяти умственными занятиями. Наставник…
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
В юности Онегин отдал дань светским развлечениям и быстро от них устал.
Благородное происхождение, достаток, поверхностная учёность, умение прилично вести себя и улыбаться дамам – вот и весь нехитрый набор добродетелей, который обеспечивал ему неизменный успех в высшем обществе.
Слишком легко одерживая любовные победы, признанный в своём кругу и пресытившийся его условностями, Онегин начинает испытывать страшную скуку.
После смерти отца и дяди он уезжает в родовое поместье и остаётся там, чтобы хоть каким-нибудь новым местом или занятием развеять хандру.
Деревня также разочаровывает его. Нравы местных жителей кажутся Евгению глупыми, он перестаёт знаться с соседями.
Короткая дружба с молодым поэтом Ленским поначалу оживляет его, заставляя удивляться юношеской горячности, которой уже нет в нём самом, но заканчивается трагедией.
Верный светским условностям, честолюбивый эгоист Онегин убивает юношу на дуэли, не найдя душевных сил и благородства на то, чтобы извиниться перед ним и закончить дело миром.
Ещё одним испытанием становится для Евгения любовь Татьяны. Напуганный откровенностью наивной деревенской барышни, он не находит ничего лучшего, как прочесть влюблённой девушке мораль.
Впрочем, на свой лад он честен с ней. Он не обещает Татьяне счастья, искренне сообщая, что не готов к браку.
Любовь Татьяны – что-то, что приходит к Онегину из другой жизни, что-то слишком русское, слишком народное, иррациональное, стихийное.
Его, рассудочного петербуржца, избалованного мимолётными успехами у дам и никогда по-настоящему не любившего, пугает настоящее глубокое чувство.
Когда мы смотрим на Онегина влюблёнными глазами Татьяны, он кажется нам интересным. Среди людей, окружавших девушку, он, действительно, оригинален. В нём есть ум, внешнее благородство, мужская привлекательность.
Но флёр романтического преувеличения спадает. Татьяна, перебирая вещи Онегина в его рабочем кабинете, разбирая надписи на полях модных книг, которые читал в часы досуга предмет её любви, произносит роковые слова догадки: «Уж не пародия ли он?..».
Она понимает, что Онегин старался не быть, а казаться, что он внутренне пуст. Но и эта догадка не убивает в ней чувства к герою.
После эпизода дуэли Онегин отправляется в путешествие, но и оно не развеивает его тоски.
Внутренняя пустота ширится и нарастает. Онегин бунтует против общечеловеческих ценностей, но не имеет и личных.
В отличие от великих индивидуалистов-современников (Байрона, Наполеона) он абсолютно лишён амбиций, увлечений, творческого потенциала. Ему всё скучно, он ни к чему не приспособлен и ничего не может.
Воспоминание о Татьяне, воскресшее в Онегине по возвращении в Петербург, когда он видит прежнюю Таню обворожительной светской львицей, возвращает ему интерес к жизни.
В своём письме-признании Онегин называет Татьяну смыслом своего теперешнего существования. Действительно, в этой женщине есть та полнота душевной жизни, которая могла бы заполнить его внутреннюю пустоту.
Но время заставило Татьяну узнать Онегина лучше, она не верит в возможность счастья с ним и не готова пойти на предательство мужа, несмотря на то, что всё ещё любит Онегина.
Роман заканчивается роковой сценой отказа героини. Зеркальная композиция произведения воскрешает в нашей памяти сцену отповеди в саду, и мы понимаем: Татьяна преподаёт Онегину важный урок жизни, одерживая нравственную победу над ним.
Так, по мысли Пушкина, общечеловеческое побеждает личностное, нравственное – безнравственное, а вечное попирает сиюминутное.