Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Старшая из сестёр Лариных – уникальная пушкинская героиня. Это душа романа, любимый автором персонаж, которого он наделил собственными взглядами.

Татьяна — образ-автопортрет, чьими устами ласково, но твёрдо произносится приговор всему, что ненавидит Пушкин.

Само имя героини нарочито народно, старомодно. В великосветском кругу оно считалось немодным. Так звали крестьянских девочек, деревенских нянюшек, мелкопоместных дворянок.

Но Пушкин сумел сделать так, что это имя на несколько десятилетий стало самым распространённым дворянским женским именем в России, до сих пор любимым и востребованным.

Как же ему удалось «реабилитировать» простую деревенскую девочку в глазах просвещённого российского общества? Кем была Татьяна?

Из романа мы узнаём, что Татьяна с детства жила уединённо. Пока младшая сестра играла с подругами, она проводила время в мечтах, над книгой, сидя у окна.

Татьяна жила в воображаемом мире, книги заменили ей всё. Также любила она природу: закат, рассвет, звуки пробуждающегося сада, русскую зиму. Её поэтическая натура предпочитала внутреннюю жизнь внешней, и потому со стороны Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Она была «бледна и молчалива», «как лань лесная, боязлива» и не могла соперничать красотой с миловидной улыбчивой Ольгой, но именно к ней прикованы взоры автора, на неё обращает внимание искушённый светский франт Онегин.

В образе Татьяны много полудетского, наивного:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Её тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь…

Для натур, подобных Татьяне, жизнь существовала лишь как намёк на иное, духовное бытие, хотя и выражалась иногда в таких простодушных верованиях.

Легко догадаться, что душой девичьих мечтаний стала любовь.

Всю жизнь Татьяна росла и крепла, набирая сил для духовного подвига. Таким подвигом становится для женщины любовь. И вот – «пора пришла: она влюбилась».

В своём письме к Онегину героиня чистосердечно, без тени светского лукавства, признаётся в искреннем и доверчивом первом чувстве. Местами письмо выглядит по-девичьи наивным, чересчур книжным, но в нём – отчаянная решимость доверить свою судьбу человеку, которому впервые отозвалось её сердце.

Во времена Татьяны признаваться в любви первой было не принято, это нарушало все правила приличия.

Кроме того, было ясно, что мужчина потеряет всякий интерес к женщине, как только поймёт, что она уже завоёвана, и усилий для этого прилагать не надо.

Но Татьяна следует голосу сердца, а не рассудка, за что и получает жестокую отповедь от рационального Онегина.

Можно сказать, что подлинная жизнь героини начинается со сцены объяснения в саду. Татьяна взрослеет, горе делает её тише и строже.

Онегин уезжает, но она всё время думает о нём и постепенно разгадывает его тайну: её любимый пуст изнутри.

Ей же остаётся повиноваться своему долгу: стать чьей-то женой, чтобы не быть обузой матери.

Спустя годы, мы встречаем Татьяну в Петербурге. Она изменилась, но при этом сохранила многое от себя прежней:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней.

Спокойное величие светской дамы сделало Татьяну привлекательной в глазах Онегина, привыкшего видеть ценности лишь в ореоле светской славы.

Героиня же, выслушав его запоздавшее признание, произносит:

«Ведь я была тогда моложе.
Я лучше, кажется, была…»

Для неё истинные ценности (простота деревенской жизни, семейный круг, молодость, поэзия, близость к природе, первая любовь) остались в прошлом.

Онегин же ослеплён видением настоящего. Татьяна сохраняет царственное достоинство и при этом остаётся искренней:

«Я вас люблю. К чему лукавить?..
Но я другому отдана
И буду век ему верна…»

Она совершает свой нравственный выбор честно. Татьяна выбирает чистоту и правду, обманчивое и сиюминутное личное счастье, купленное ценой распада семьи, ей не нужно.

Эгоизм Онегина впервые встречает такой отпор, и урок, который преподаёт ему Татьяна, не может пройти для героя бесследно.

Как Пушкин относится к Татьяне из романа «Евгений Онегин» Цитатная характеристика образа Татьяны Лариной Отношение Пушкина к Ольге и к Татьяне
Как Пушкин относится к Татьяне из романа «Евгений Онегин»
Цитатная характеристика образа Татьяны Лариной
Почему Пушкин называет Татьяну «русскою душою»