Ольга Ларина и Владимир Ленский (сочинение)
Образы Ольги Лариной и Владимира Ленского находятся в тени Онегина и Татьяны, главных героев романа Пушкина «Евгений Онегин». Они играют роль персонажей второго плана.
Изображая их портреты, Пушкин разоблачает романтические стереотипы, сложившиеся в жанре любовного романа.
Вот как описывает автор младшую сестру Татьяны Ольгу Ларину:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Все в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Её образ волнует воображение Ленского: «Она поэту подарила // Младых восторгов первый сон…». Он в какой-то мере идеален, но слишком распространён, статичен, неизменен (Пушкин вводит описание героини повторяющимся словом «всегда»).
Ольга такова, какой должна быть юная провинциальная барышня. Никто не требует от неё выдающегося ума или сверхчеловеческих талантов – ею любуются как милым мотыльком, прекрасным ландышем, выросшим в лесной глуши.
Для Ленского, который по-настоящему живёт не в реальном, а в воображаемом мире, такая девушка, как Ольга, — находка.
Она – набросок, а всю картину целиком Владимир постоянно дорисовывает в своём воображении, ему достаточно того немногого, чем может восхититься его восторженная душа.
Он сам во многом пародиен, инороден той среде, в которой находится:
…С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
Описывая юного поэта, Пушкин перечисляет хорошо знакомые ему черты, присущие всякому молодому романтику, как будто прощается с романтизмом в себе самом и с мягкой иронией навсегда отделяется от этого стереотипа:
…Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нём рано волновали кровь.
Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем;
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.
Ленский — настоящий идеалист. Полюбив Ольгу ещё в отрочестве, он остаётся верен своему чувству по возвращении в родные края.
Как пишет Пушкин, поэт был чист сердцем «…и чудеса подозревал». Автор романа не раз подчёркивает исключительность этой влюблённости, а также то, что Ленский был счастлив мыслью, что он любим.
Так ли это на самом деле, сказать нелегко. Думается, что Ольга, слишком юная и легкомысленная для того, чтобы по-настоящему понимать происходящее, по-детски радовалась вниманию «завидного жениха». Но было ли её чувство глубоким?
Возможно, злая шутка, которую сыграл с Ленским Онегин на именинах Татьяны, не обернулась бы трагической гибелью поэта, если бы Ольга не заставила Ленского ревновать.
Чуть больше умения владеть собой, чуть меньше самолюбия и кокетства – и Ленский остался бы жив.
Но и винить простодушную девочку в смерти её жениха нельзя.
Гибель Ленского – цепь роковых случайностей, столь же нелепых, сколь весь эти светские игры и дешёвые амбиции, которыми пропиталась русская жизнь.
Если бы Ленский был мудрее, если бы Ольга вела себя сдержанней, если бы Онегин нашёл в себе мужество извиниться перед бывшим приятелем, эта история не закончилась бы так страшно. Но тогда это был бы совсем иной сюжет о других героях.
Печальна и поучительна развязка любовной истории Ольги и Ленского.
Поплакав над могилой жениха, Ольга через некоторое время выходит замуж за улана, её увлекает живая жизнь, и вряд ли есть смысл винить в этом столь переменчивое, не склонное к задумчивости создание.
Кажется, что в душе Татьяны гибель юноши оставляет более глубокий след, чем в сердце той, которую Ленский готовился назвать своей женой в вечности.
Так завершается сюжет о незыблемой вере в романтические идеалы. Для Пушкина они навсегда умирают вместе с Ленским.
Наступает время окончательного следования реализму, новому творческому методу, в рамках которого поэт находит качественно новые образы и средства художественного выражения.
Сюжетная линия Ольги и Ленского оставила в моей душе печаль и разочарование. Большинство любовных историй, написанных в этом ключе, заканчивается счастливым браком или верностью одного из любящих другому за порогом смерти. Но Пушкин предлагает совершенно другой финал, оставаясь верным жизненной правде.