Онегин и Татьяна в романе Пушкина
Евгений Онегин и Татьяна Ларина – главные герои знаменитого романа А. С. Пушкина. Сюжетно они связаны историей любви, растянувшейся и потерянной во времени.
Однако для автора эта занятная история – лишь предлог, чтобы поговорить о вещах, гораздо более многогранных: двух типах мировоззрения, двух ипостасях человеческой души, двух путях развития России.
Онегин – светский лев, «молодой повеса», родившийся «на брегах Невы». Его воспитала светская культура 19 столетия, из которой Онегин усвоил только вещи поверхностные, производящие выгодное внешнее впечатление.
Татьяна – провинциальная барышня, проведшая детство и юность в русской деревне, воспитанная в патриархальной семье.
В отличие от Евгения, Татьяна много и серьёзно читает, пристально вглядывается в самую суть жизненных явлений, пытается постичь тайный смысл бытия. Её интересуют вещи глубинные, сущностные, не лежащие на поверхности.
Красота Татьяны внутренняя, она одухотворяет её, наполняет таинственной прелестью.
Онегин же пуст внутри. Его привлекательность – плод личных стараний героя, результат тщательного и продуманного выстраивания собственного образа. Увлекшись модными байроническими идеями, Онегин не замечает, как на самом деле заболевает непроходящей скукой.
Онегин притягивает Татьяну, как пустота, которую она могла бы наполнить собственным смыслом. Но его пустота не осознаёт себя, считает себя свободой, сопротивляется внешнему натиску.
В первых главах романа Татьяна предстаёт перед Онегиным как противник, заранее обречённый на поражение. Она слишком простодушна для светского ловеласа, который рано научился лицемерить.
Слишком честна и искренна для человека, ещё не знавшего истинной любви. Слишком проста и безыскусна внешне. Слишком неопытна и юна. И, наконец, слишком серьёзна в своих намерениях.
Онегин бежит от любви, понимая, что к чувству девушки нельзя отнестись шутя, а ответить на него так, как должно, он не может.
Зато встреча на светском рауте, произошедшая через несколько лет после разговора в саду у Лариных, уравнивает героев на социальной лестнице. Это очень важно для привыкшего к внешнему блеску Онегина.
Теперь Татьяна – жена прославленного героя, одна из первых петербургских красавиц, светская львица.
Сама сущность героини при этом не меняется. Татьяна остаётся верна своим нравственным идеалам. Она так же искренна и проста, как в юности.
В последней сцене романа Онегин терпит любовное и человеческое поражение. Татьяна выбирает путь долга и чести, оставляя Онегина наедине с новым для него чувством.
Возможно, после этого герой, привыкший верить голосу холодного рассудка и заботиться лишь о собственных желаниях, изменится. Его преобразит духовная красота Татьяны, не мыслящей личного счастья, построенного на измене и предательстве.
Пушкинская Татьяна – это душа России, дом, деревня, почва, русский путь интуитивного чувствования, стихийного всепрощения. Онегин – мужская ипостась этой души, человек, лишающий себя всех корней и связей лишь для того, чтобы обрести иллюзию свободы.
В лице героя Пушкин предупреждает: то, что кажется свободой, на самом деле часто оборачивается разъедающей пустотой.
Онегин и Татьяна – участники русской любовной драмы, сюжет которой повторяется в каждом новом поколении.