Описание Евгения Онегина в романе Пушкина
Портрет Евгения Онегина представляет собой изображение героя времени, в котором жил Пушкин. Это молодой дворянин, родившийся в Петербурге, единственный наследник рода, «забав и роскоши дитя».
Характеристика героя состоит из описания его воспитания, образования, распорядка жизни, деталей жилища и костюма.
Даже простой перечень этих составляющих наводит на мысль о том, что в герое внешняя сторона жизни превалирует над внутренней.
Любопытно, что канонически в романах жизнь героя описывается с момента его рождения. Рассказывается, где, как и когда это произошло. Упоминаются мать и отец, бабушка и дед, другие родственники, перечисляются их заслуги перед отечеством.
О семье Онегина мы узнаём лишь несколько деталей:
Служа отлично благородно,
Долгами жил его отец.
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Детство Онегина преподносится не как идиллическая картина, а как реалистический этюд на тему современной Пушкину системы воспитания.
Евгения поверхностно и «шутя» учили французские гувернёры:
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил.
Ребёнок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
В юности Онегин выглядит настоящим денди. Его рабочий кабинет напоминает уборную светской дамы: там есть и «духи в гранёном хрустале», и «щётки тридцати родов». К каждому выходу в свет Евгений готовится тщательно и подолгу.
Он не любит искусство, равнодушен к литературе, нигде не служит. Праздность и бездеятельность заставляют его испытывать постоянную скуку.
Лишь любовь становится смыслом его жизни, но ненадолго. Лёгкие успехи у женщин охлаждают пыл Онегина, и к двадцати шести годам мы застаём его холодно-равнодушным к любовным приключениям.
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Равнодушие Онегина ко всему и всем воспринимается его деревенскими соседями как странность, невоспитанность, гордость. Зато романтически настроенной Татьяне в этой странности видится исключительность, ум, одарённость.
Через некоторое время, признавшись герою в любви и получив холодную отповедь в ответ, став свидетельницей гибели Ленского от руки Онегина, Татьяну посетит догадка о его истинной сущности.
«Уж не пародия ли он?» — прошепчет она, посетив его опустевший деревенский кабинет.
В Онегине действительно много наносного, пародийного, мнимо байронического.
Но на протяжении времени герой меняется, становясь серьёзнее и вдумчивее.
Его запоздавшее признание в любви к Татьяне – свидетельство происходящей эволюции. Пушкин оставляет Онегина «в минуту, злую для него», у ног любимой женщины, после того, как герой получает отказ.
Каким виделось поэту развитие образа, остаётся лишь предполагать. Однако в послепушкинскую эпоху появились многочисленные «родственники» Онегина: лермонтовский Печорин, гончаровский Обломов, тургеневский Райский и многие другие, по-своему продолжившие тему «лишнего» и «странного» человека в русской литературе.