Отношение Пушкина и Онегина к поэзии
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение многоплановое. Параллельно сюжетной линии повествования автор ведет рассказ о себе.
Однако лирические отступления поэта тесно связаны с жизнью персонажей, потому что главный герой романа «добрый приятель» А. С. Пушкина.
Между автором и героем много общего, но есть и существенные различия. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной», — говорит поэт.
Например, кардинально отличается их отношение к поэтическому творчеству.
А. С. Пушкин называет поэзию «высокой страстью», без которой он не представляет своей жизни. Она смысл его существования.
Поэтическая муза впервые посетила поэта в юности. Его «студенческая келья вдруг озарилась: муза в ней открыла пир младых затей».
С тех пор муза стала неотъемлемой частью его жизни. В юношеские годы поэзия была «ветреной подругой» и резвилась, «как вакханочка». Во время ссылки на Кавказ вместе с ним любовалась природой, «скакала на коне».
Отношение А. С. Пушкина к поэзии постепенно меняется. В романе есть строки, посвященные зрелому периоду творчества. Остались в прошлом забавы молодости, увлечение романтизмом, любовные утехи, но неизменно рядом с поэтом его муза, его творчество.
«И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум; пишу, и сердце не тоскует…».
Евгений Онегин — человек совершенно другого склада характера. Он с интересом «читал Адама Смита и был глубокий эконом». Возвышенные чувства, поэтическое творчество не волновали его душу.
«Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».
Поэтому он равнодушно, «снисходительно» слушает чтение стихов Владимира Ленского. «Хоть их не много понимал, прилежно юноше внимал», — иронично отзывается о своем герое автор романа.
Лишь в финале произведения, когда повзрослевший Евгений Онегин научился любить, его посещает поэтическое вдохновение. Признание в любви Татьяне Лариной герой облекает в стихотворную форму.