Отношение Пушкина к Ольге и к Татьяне
Образы героинь романа «Евгений Онегин», сестёр Татьяны и Ольги Лариных, — интересный предмет изучения с точки зрения того, как Пушкин относился к женщинам.
Перед нами героини старого и нового художественного типа, каждый из которого по-своему интересен поэту.
Младшая сестра Ольга не выходит за рамки идеала женской красоты, сложившегося в романтической литературе. Она:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
Голубоглазая блондинка, легкокрылая бабочка, порхающая с цветка на цветок, Ольга излучает радость и покой. В её мире всё устойчиво, гармонично, но, увы, однообразно:
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно…
Для поэта Ольга не представляет интереса как художественный образ. Она однопланова, её характер давно описан. Если жизнь Ольги прозрачна и ясна, как воды горного ручья, то душа Татьяны — загадка. Ею-то и спешит «заняться» поэт.
«Неподражательная странность» Онегина, за которую любит своего героя автор, как бы рифмуется с необычностью характера Татьяны. Её портрет Пушкин вводит через ряд отрицаний:
…Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.…
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела…
Наконец, поэт прямо говорит о том, что Татьяна иная, не похожая на свою семью: «Она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой…» Чужая, иная, другая – читается сквозь строки пушкинских описаний.
Но эта чуждость не выглядит пугающей, наоборот, непохожесть девушки на всех, кто её окружает, нравится Пушкину, заслуживает его похвалы и прямого признания: «…Я так люблю // Татьяну милую мою…».
Чем же так дорога автору героиня?
Пушкина волнуют живая, отзывчивая на чужие переживания душа девушки, её богатое поэтическое воображение, её верность выбранным идеалам.
В Татьяне ясно ощущается присутствие богатой внутренней жизни, превращающей эту женщину из прекрасной скульптуры, на которую походит её сестра, в живого человека с собственной философией, верой, крепким нравственным стержнем.
Образ Татьяны отразил эволюцию взглядов Пушкина на женский характер и предназначение женщины. Прежде прекрасные «прелестницы» воспевались поэтом лишь как объект поклонения, страсти, как божества поэтического культа Красоты, которому он служил.
Иная, преображённая духовным деланием Татьяна стоит на ступень выше.
В ней прекрасно не только и не столько женское, сколько общечеловеческое. Она – ипостась мировой души, принявшая женское обличье. Ей Пушкин доверяет собственные взгляды и убеждения, привычки и вкусы.
Ольга – прелестная женщина, достойная романтических чувств Ленского, но – не более того.
Татьяна – Человек, который в полный рост показывает себя на последних страницах романа. Она – сама жизнь, во всей её непредсказуемой мудрости и глубине.