Отношение Пушкина к Онегину и к Татьяне
Герои романа «Евгений Онегин» становятся близки читателю в результате определённой авторской подачи. Пушкин щедр на признания и портретные характеристики, помогающие расставить важные смысловые акценты.
Поэт любит каждого своего героя, о чём неоднократно свидетельствует на страницах романа.
Однако главные герои произведения ему особенно дороги. В них он вложил колоссальную часть собственного опыта, им доверил собственные взгляды, вкусы, привычки.
Пушкин относится к Онегину и Татьяне по-разному. Первого поэт называет «своим приятелем», намекает на то, что знакомы они давно, а также на то, что знакомство это завязалось в Петербурге, городе, где родился Евгений.
Тем не менее, Пушкин не отождествляет себя с Онегиным. Напротив, он подчёркивает различия между ним и собой.
Автор, появляющийся на страницах романа, деятелен, энергичен, восторжен, он знает толк в театре, литературе, женской красоте. Его пленяет магия белых ночей и красота родной природы.
У Онегина же всё вызывает скуку. В театре он бывает лишь по обязанности, желая прослыть человеком просвещённым. Успехи у женщин, как и все их нехитрые тайны, ему надоели – Евгений не привык видеть и ценить женскую душу, а может быть, и действительно не встречал в свете девушек, подобных Татьяне.
Он не умеет отличить ямба от хорея, военная служба, карьера, творчество – его ничто не занимает.
Обнаруживая внутреннюю пустоту Онегина, Пушкин не забывает подчеркнуть и симпатичные черты героя:
…Мне нравятся его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И редкий охлаждённый ум…
Поэту по душе искренность и прямота Евгения. Его «неподражательную странность» он находит интересной и психологически достоверной.
Ещё ближе Пушкину другой персонаж, в котором можно найти черты автобиографического сходства. Татьяна Ларина, любимая героиня автора, заслуживает множества похвал и признаний:
«… Я так люблю // Татьяну милую мою…». Любят же её за то, что…
…в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте…
…любит без искусства,
Послушная влеченью чувства.
…Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Пылкое воображение, отзывчивое сердце, верность мечте, ум и воля – все эти черты можно назвать пушкинскими. Они были присущи самому поэту.
Создавая Татьяну как образ во многом идеальный, поэт желает видеть её нравственно безупречной, а не просто красивой, как её сестра Ольга.
Интересную интерпретацию образам Татьяны и Онегина даёт биографический подход. Анализируя прототипы героев, можно строить различные предположения об истинном отношении Пушкина к Онегину.
Существует весьма распространённое мнение, что в лице своего героя поэт сводит счёты со светской посредственностью и конкретно Александром Раевским, перешедшим ему дорогу на пути к личному счастью.
В образе Татьяны угадываются черты возлюбленной Пушкина Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, написавшей Раевскому любовное письмо и получившей ответ на него лишь спустя долгие годы.
Однако с точностью сказать, чьи судьбы вдохновили Пушкина на создание бессмертных образов, не представляется возможным. В Татьяне и Онегине много личного, выстраданного, больного.
Вот почему роман «Евгений Онегин» всегда был особенно дорог Пушкину, а его герои стали для многих поколений читателей родными и близкими.