Параллель между биографией Пушкина и Онегина
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин впервые в собственном творчестве выходит на сцену сам. Так, художники, ставшие мастерами, нередко оставляли на общем полотне собственные черты, изображая себя среди группы персонажей.
Лирический герой Пушкина с лёгкостью рассказывает о себе на страницах романа, и, как правило, эти рассказы соседствуют с эпизодами жизни Онегина.
С одной стороны, такой параллелизм подчёркивает сходства автора и героя, их принадлежность к одному кругу, приятельские отношения, с другой – проводит чёткую разграничительную линию между двумя этими образами.
Онегин родился в Петербурге, Пушкин – в Москве. И тот, и другой выросли в крупнейших городах России, в дворянской среде, получив на начальном этапе приблизительно одинаковое домашнее образование.
Правда, до поступления в Царскосельский Лицей Пушкин активно занимался самообразованием, что позволило ему блестяще сдать вступительные экзамены. Онегин же учился «чему-нибудь и как-нибудь», несколько не сожалея об этом впоследствии.
Пора петербургской молодости сближает «добрых приятелей». Пушкин отдал дань столичной жизни: шумным кутежам, балам, театру, картам, женщинам. В этой же среде провёл юность Онегин. Ощутив бессмысленность и праздность такого существования, оба они пресытились светскими развлечениями:
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
Пушкин пошёл по литературной стезе. Онегин не нашёл себе применения. Но оба сохранили любовь к перемене мест, свободомыслие, молодую насмешливость и некоторую резкость взглядов. Всё это говорит о свободолюбии того и другого.
В отношении к искусству внешне герои похожи. Театр формально посещают оба. Только Пушкин любит саму суть искусства, называет театр «волшебным краем», а Онегин исполняет светскую обязанность, совершая визит на очередную премьеру.
С женщинами – то же, что и с искусством. Преуспев в «науке страсти нежной», любимый дамами, Пушкин был способен не только на короткие интриги, но и на истинные глубокие чувства.
Об этом, в частности говорят его стихотворения «К морю…», «Талисман», «На холмах Грузии…».
Как и роман «Евгений Онегин», эти произведения предположительно были вдохновлены чувством к Елизавете Воронцовой, супруге одесского генерал-губернатора. Её образ, неразлучный с мотивом морской волны, появляется на страницах «Онегина» в одном из лирических отступлений.
Пушкин писал свою лучшую героиню Татьяну Ларину с любимой женщины, но несколько изменил её характер в соответствии со своими убеждениями. Вот почему в романе он признаётся: «я так люблю Татьяну милую мою».
Любит Татьяну и Онегин. Как человек опытный и умный, он выделяет её, а не Ольгу ещё при первой встрече. Признание Татьяны пугает его своей искренностью, Онегин сбегает, не решаясь связать себя узами брака.
Через годы приходит осознание ценности утраченного. Теперь Онегин ищет смысл жизни в Татьяне, а её отказ становится для него трагедией.
Если представить внешнюю схему пушкинской и онегинской биографий, их этапы удивительным образом совпадут. Но внутреннее содержание будет отличаться.
Поэт живёт настоящей жизнью, а его герой только хочет казаться живым. Он – пародия, как верно догадалась Татьяна.
В Пушкине – избыток духовной и душевной энергии, ума, таланта, в Онегине – зияющая пустота.
Так сопоставление двух биографий, реальной и вымышленной, может стать наглядным материалом для литературоведческого анализа.