План раскрытия образа Евгения Онегина в романе Пушкина
Образ главного героя романа раскрывается постепенно. Пушкин словно придерживается изначально заданного плана.
От главы к главе мы узнаём о Евгений Онегине всё больше, пока он ни вырастает перед нами во весь рост.
Автор начинает знакомить читателя с Онегиным, разворачивая перед нами внутренний монолог героя.
Мимолётное прочтение его мыслей (знаменитое «Мой дядя самых честных правил…») приоткрывают нам нечто о душе Евгения, его поверхностном отношении к таким важным для каждого человека понятиям, как жизнь и смерть.
Затем мы узнаём подробности происхождения героя. «Молодой повеса», «наследник всех своих родных», «родился на брегах Невы» — эти характеристики помогают понять, что перед нами молодой дворянин, принадлежащий к петербургской аристократической элите.
Следующий «пункт плана» — воспитание и образование Онегина. Пушкин сообщает, что французские гувернёры учили Онегина, шутя, «чтоб не измучилось дитя», не докучали «моралью строгой».
Ясно, что ценности морали будут не на первом месте и для повзрослевшего Онегина.
Образование героя поверхностно. Он обо всём знал понемногу, умел произвести впечатление в разговоре, но ни к чему не был привязан ни умом, ни душой.
Вслед за этим автор романа знакомит нас с распорядком дня Онегина.
Герой поздно ложится и встаёт к полудню. Круг его «дел»: прогулка, посещение театра, ресторана, визиты на светские рауты. Он живёт как настоящий денди и не занимается серьёзной деятельностью.
Наконец, Пушкин раскрывает тему отношения Онегина к женщинам и любви. Оно тоже поверхностно.
Евгения интересует внешняя, чувственная сторона любви. Он относится к ней как к охоте или азартной игре. Когда у молодого ловеласа не остаётся непокорённых вершин, эта забава надоедает ему.
В последующих главах образ Онегина раскрывается через его поступки. Герой проходит два испытания: дружбой и любовью. Оба они не делают ему чести.
Онегин доказывает, что не способен думать о других и нести ответственность за свои поступки.
Движимый эгоистическим страхом потерять свободу, он бежит от всего, что требует истинной душевной работы.
Следующим этапом раскрытия образа должно было стать путешествие Онегина по России. Сохранились лишь небольшие отрывки этой главы, но полной картины онегинских странствий у нас нет.
Ясно лишь, что герой раздумывает о судьбах Отечества и смысле собственной жизни.
Последняя встреча с героем в Петербурге, в доме Татьяны и её супруга показывает нам иного Онегина.
Впервые в его жизни появилось истинное глубокое чувство. Впервые Евгений так остро ощущает смысл своего существования.
Но и в этой запоздавшей любви он остаётся эгоистичным, видящим сначала себя, а уж потом – любимую.
Завершение произведения вполне закономерно. В глазах Пушкина Онегин не проходит инициальный путь, который мог бы полностью преобразить его. Возможно, именно поэтому «Евгений Онегин» так и остался неоконченным романом.