Почему Онегина сравнивают с Пушкиным
Поэт сам подал читающей публике повод для подобного сопоставления.
В самом начале романа он упомянул о своей дружбе с Онегиным, о юности, прошедшей в Петербурге, среди светских развлечений и забав.
Принадлежа к одному и тому же кругу, Пушкин и Онегин рано утомились пустотой и бессмысленным однообразием светской жизни:
…Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
В 1823 году, когда писались первые главы «Евгения Онегина», Пушкину было 24 года. Пора романтических грёз юности осталась для поэта в прошлом.
В художественном смысле это было время перехода к новому творческому методу – реализму. В смысле человеческом и идейно-философском Пушкин обрёл жизненный опыт, стал зрелым мастером. В связи с этим он и говорит о поиске нового пути.
И Пушкин, и Онегин отдали дань «науке страсти нежной», они любили хорошеньких женщин, шумные балы, дружеские пирушки.
Когда же настало время успокоения страстей, оба столкнулись с вопросом выбора дальнейшего пути.
Для Пушкина цель была ясна.
Разочарование в женской верности, идеале чистой любви подтолкнуло его к созданию возвышенного образа Татьяны Лариной – женщины, которую Пушкин сотворил по образу Мадонны, «гения чистой красоты», живущего в его сердце.
Он ушёл из мира житейской пустоты в обитель слова. «Прошла любовь – явилась муза», — скажет об этом поэт.
Для Онегина же вопрос смысла жизни остался открытым.
Не имея особенных талантов и привязанностей, герой не мог произвести на свет ни одной сколько-нибудь значительной идеи, не давались ему ни искусство, ни науки, ни служба, ни ведение хозяйства.
Пушкин постоянно проводит невидимую грань между образами автора и героя. Мы видим, как отличается их отношение к природе, театру, дружбе, любви.
Пушкин восхищается всеми проявлениями жизни искренне и горячо, а Онегин скучает и критикует. Пушкин – творец, Онегин потребитель, он — «пародия», как позже догадается Татьяна.
Можно ли сказать, что Онегин – двойник Пушкина, его тень? Да и нет.
Евгений противоречив, неоднозначен, поэт показывает, что в душе его живут сомнения. Так, получив письмо Татьяны, герой «живо тронут был».
Несмотря на циничность отношения к женщинам, выработанную опытом жизни в столице, Онегин чувствует подлинность девичьего признания и ведёт себя благородно, прямо сообщая Татьяне о невозможности для себя семейной жизни. Он не обманывает девушку, не томит напрасными надеждами, не продолжает кружить ей голову.
Перед дуэлью с Ленским Онегин мучительно раздумывает о правильности своего поступка. Он понимает, что должен прекратить бессмысленную вражду, что поступает низко, но страх быть публично осмеянным мешает ему сделать спасительный шаг к примирению.
Онегин весь соткан из предрассудков своего времени. Он заложник собственного тщеславия, эгоизма, гордыни. Его холодный насмешливый ум мешает ему быть счастливым и видеть мир ясным зрением.
Так, для того, чтобы понять ценность чувства Татьяны, герою необходимо потерять её на долгие годы.
Если Онегин – тень, то не только пушкинская. Задумка автора в том, чтобы каждый мог увидеть в себе онегинские черты и честно признаться в поверхностности своего образования, стремлении судить обо всём шутя и других недостатках героя. Помните?
…Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
«Первый каюсь я!» — признание в том, что и в нём, авторе, есть немного Онегина.
Случайная дружба, короткая «любовь», «вольность и покой» вместо счастья – не привычны ли были эти понятия-подмены большинству современников поэта? А сейчас – разве мы живём по-другому?
Пушкин сознательно сблизил, а затем разделил себя и Онегина. Он показал нам, что человека определяет не среда, в которой он возрос и провёл молодость. Каждый творит себя сам.
Не совершая работы над собой, мы вырастаем холодными и равнодушными эгоистами, готовыми убивать друг друга от скуки. Но, ежечасно развиваясь, сострадая другим людям, задавая вопросы и находя на них ответы, мы становимся творцами, в чём-то подобными Пушкину.
Только творчество как акт духовного созидания способно вытащить нас из небытия и сделать людьми.