Почему Пушкин говорит о Татьяне, что она «дика»
Старшая сестра Ларина кажется странной на фоне своего семейства. Она не похожа на сияющую радостью Ольгу, чужды ей и размеренные нравы родителей.
В присутствии гостей Татьяна «…Дика, печальна, молчалива // Как лань лесная боязлива…».
Подобно прекрасному цветку, который скрыт от людских глаз, девушка таит свою внутреннюю красоту от мира, совсем не думая о внешней прелести: нарядах, светской болтовне.
Она не спешит показываться из-под листьев и ветвей. Ей привольно жить мечтами в своём заколдованном лесу.
Пушкин называет Татьяну «дикаркой милой». Её первозданность, естественность глубоко трогают его.
Благодаря тому, что героиню воспитал не шумный город, а уединённый уголок русской природы, она сохранила внутренний покой, умиротворённость, глубину. У Татьяны было время на вдумчивое чтение, уединённые размышления о смысле жизни.
Вихрь светских забав и условности этикета не испортили её детства и юности. Девушка выросла натурой гармоничной и целостной.
С другой стороны, деревенское уединение, детство без подруг не научили Татьяну искусству общения. Ощутив в своём сердце любовь, девушка не задумалась о последствиях своего письма и со всей искренностью отправила его Онегину.
Её чувство оказалось выше условностей, но герой, привыкший к другим нормам поведения, этого не оценил.
Татьяна олицетворяет в романе не цивилизацию, а скорее природу и тесно связанную с ней народную культуру, русскую национальную традицию. Она во многом стихийна, непредсказуема.
Этому свойству своей героини удивлялся сам автор, о чём свидетельствуют его дневники и письма.
После получения холодной отповеди от любимого, Татьяна… выходит замуж. Этот поступок кажется странным, исходя из романтической логики, предполагающей святую, пусть и безответную, «любовь до гроба».
Но Пушкин в романе преодолевает романтический канон и идёт дальше: его героиня делает так, как велит ей патриархальное воспитание. Она глубоко почитает мать и выходит замуж из чувства долга перед ней. Ослушаться родителей – не в характере Татьяны.
Замужеством заканчивается время «дикого» цветения героини. В окружении светской роскоши красота Татьяны обретает величавую завершённость.
Теперь даже самый внимательный взгляд не различит под спокойной маской княгини прежнюю смятенную Таню. Но читатель знает: в душе Татьяна осталась прежней, она хранит милые идеалы прошлого и так же, как прежде, «верит избранной мечте».