Почему Пушкин начинает роман с размышлений Евгения Онегина
Первая глава романа начинается с прямой речи, которая представляет собой размышления главного героя, «молодого повесы» Евгения Онегина:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!»
Нисколько не печалясь о нездоровье дяди, Онегин с самоиронией признаётся, что забавлять почтенного родственника лишь из расчёта получить наследство – «низкое коварство».
Речь и мысли персонажа – лучшая его характеристика, поэтому Пушкин прямо начинает с этого на первый взгляд незначительного эпизода.
Итак, мы узнаём, что:
а) Онегин – единственный наследник «всех своих родных»;
б) особенной родственной теплоты к дяде он не испытывает;
в) деньги интересуют его гораздо больше долголетия дядюшки;
в) наедине с собой он прям, честен и в некотором роде остроумен.
Перед нами портрет человека, не имеющего в душе романтических юношеских порывов, уже пожившего в свете, рационального, даже слегка циничного.
На первом месте для него – доводы разума, соображения практической пользы.
Из второй строфы романа мы узнаём, что Онегин – дитя Петербурга, города, образ которого с лёгкой руки Пушкина стал символизировать в русской литературе рассудочность, официальную государственность и холодный расчёт.
Добр ли Евгений? Скорее, нет.
У постели умирающего даже чужой человек вряд ли подумал бы: «Когда же чёрт возьмёт тебя?». Забота о ком-либо, кроме себя, для Онегина непривычна, докучна.
Он тяготится этой обязанностью, остро чувствуя, что дядюшка «поймал его на крючок» пунктом своего завещания. Молодой человек привык жить для себя, своей пользы и удовольствия.
Он умён, но тем неглубоким, поверхностным светским умом, который умеет шутить, насмехаться и совсем не желает всматриваться в суть вещей.
Видно, что настоящая Жизнь с её больными вопросами Онегина ещё не касалась. У него не было повода всерьёз задуматься о жизни и смерти, смысле своего прихода в мир.
Таким образом, с первых строк романа герой представляется неким легкокрылым мотыльком, порхающим с цветка на цветок в поисках наслаждений и радостей.
Неудивительно, что жизнь такого существа со временем будет отравлена ядом разъедающей скуки. Так обозначит себя душа, которая потребует серьёзной духовной пищи для роста и преображения.