Почему Пушкин назвал героиню романа «Евгений Онегин» Татьяной
Знакомя читателя с главной героиней своего романа, А. С. Пушкин обращает особое внимание на её имя:
Её сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
Почему поэт выбрал именно его? Зачем пускается в пространные объяснения, ведь, казалось бы, автор имеет право не давать отчёт в своих поступках?
Внимательно вчитаемся в пояснение:
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, — больше ничего.
Пушкин подыскивает для своей героини нарочито немодное имя, распространённое в простонародье. Ему важно подчеркнуть оригинальность девушки, её связь с русской традицией.
Любопытно, что дворянский именослов первой четверти 19 века, действительно, почти не знает этого имени.
Самыми распространёнными у представителей высшего общества считаются имена Анна, Мария, Екатерина, Елизавета, Евдокия, Евпраксия, Евлалия, Александра (на модный лад – Алина), Зинаида, Ольга, Наталия.
Незаслуженно забытое в этом кругу имя «Татьяна» имеет любопытную историю. Оно происходит от греческого «татто» (устанавливать, определять) и может быть переведено как «устроительница», «устраивающая», «назначенная».
Это значение для Пушкина очень важно: Татьяна держит ключи от его собственной души, она и есть «устроительница» жизненных начал, нравственный стержень романа.
Её образ тесно связан с представлениями поэта о Доме, деревне, народной правде, России.
Пушкину удалось сделать свою героиню настолько привлекательной, что имя «Татьяна» навсегда вошло в почётные первые ряды русского именослова, где остаётся и до сих пор.
Лишённое жеманства, оно пленяет слух благозвучием, цельностью, внутренней силой и строгостью, сочетающейся с ласковыми переливами множества именных вариаций.
Татьяна Марковна из романа Гончарова «Обрыв», бунинская Танька из «Тёмных аллей», Таня из «Чёрного монаха» Чехова, Танюша из ранней лирики Есенина – всё это внучки и правнучки пушкинской Татьяны, правдивые, любящие, чистосердечные русские женщины.