Почему Пушкин в деталях описывает день Онегина

Распорядок дня Онегина описан Пушкиным тщательно и подробно.

Поэту важно не только познакомить читателя с главным героем своего романа, но и дать каждому возможность побывать на его месте, почувствовать вкус светской жизни.

Из 15-й строфы 1 главы мы узнаём, с чего начинался день Онегина.

Любопытно, что утра у него нет, так как накануне он поздно вернулся с бала и проспал восход солнца – ключевое событие в жизни природы и всех живых существ.

Отсутствие утра в расписании Онегина символично. У него почти не было детства в привычном понимании этого слова, Пушкин сообщает нам лишь о прогулках в Летнем саду с французом-гувернёром и о том, что молодого барина баловали, не докучая «моралью строгой».

Пропустил герой и время романтических грёз (или Пушкин снова вынес за скобки эту пору). Уже в 18 лет «мог он лицемерить», чтобы понравиться женщинам.

Мы сразу застаём Онегина зрелым, циничным, скучающим, разочарованным, равнодушным – дневным.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

 

Настаёт вторая половина дня. Пора, наконец, приниматься за настоящее дело. Куда же едет наш герой? К новым развлечениям:

Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

 

Пышный ужин перетекает в посещение театра, но и оно совершается не по зову души, а лишь от скуки да от желания быть в центре событий, следовать обязательной моде:

…Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

 

В театре Онегин насмешлив и поверхностен, как и везде. Игра актёров вызывает у него зевоту.

Утомлённый светский лев уезжает из храма искусств первым и завершает день на балу, где можно поухаживать за хорошенькими дамами.

Впрочем, и охота на красавиц вскоре надоедает герою, так как лёгкие успехи у женщин охлаждают его азарт.

 

Таким образом, распорядок дня Онегина, в деталях описанный Пушкиным, с микроскопической точностью час за часом воссоздаёт перед нами содержание внешней жизни героя.

До отказа наполненное развлечениями и обязательными визитами, расписание «молодого повесы» не оставляет места для серьёзного труда, службы, творчества, преклонения перед прекрасным.

У Евгения нет свободной минуты, чтобы задуматься, зачем он ежедневно вращается белкой в этом колесе.

Неудивительно, что итогом подобного образа жизни становятся сплин, усталость, разочарование.

 

Онегин не живёт, а проживает дни, в буквальном смысле убивая время. Внешне он занят, а внутренне абсолютно бездеятелен.

Эта мучительная пустота, отсутствие в его существовании духовного измерения становится причиной нравственного кризиса героя. Всё, что будет происходить с ним в романе, станет свидетельством этого кризиса и попыткой выбраться из него.

Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам Евгений Онегин Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Краткое содержание (пересказ) романа «Евгений Онегин» по главам
Евгений Онегин
Эпиграфы к роману Пушкина «Евгений Онегин»