Почему Пушкин в деталях описывает день Онегина
Распорядок дня Онегина описан Пушкиным тщательно и подробно.
Поэту важно не только познакомить читателя с главным героем своего романа, но и дать каждому возможность побывать на его месте, почувствовать вкус светской жизни.
Из 15-й строфы 1 главы мы узнаём, с чего начинался день Онегина.
Любопытно, что утра у него нет, так как накануне он поздно вернулся с бала и проспал восход солнца – ключевое событие в жизни природы и всех живых существ.
Отсутствие утра в расписании Онегина символично. У него почти не было детства в привычном понимании этого слова, Пушкин сообщает нам лишь о прогулках в Летнем саду с французом-гувернёром и о том, что молодого барина баловали, не докучая «моралью строгой».
Пропустил герой и время романтических грёз (или Пушкин снова вынес за скобки эту пору). Уже в 18 лет «мог он лицемерить», чтобы понравиться женщинам.
Мы сразу застаём Онегина зрелым, циничным, скучающим, разочарованным, равнодушным – дневным.
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Настаёт вторая половина дня. Пора, наконец, приниматься за настоящее дело. Куда же едет наш герой? К новым развлечениям:
Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Пышный ужин перетекает в посещение театра, но и оно совершается не по зову души, а лишь от скуки да от желания быть в центре событий, следовать обязательной моде:
…Ещё бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
В театре Онегин насмешлив и поверхностен, как и везде. Игра актёров вызывает у него зевоту.
Утомлённый светский лев уезжает из храма искусств первым и завершает день на балу, где можно поухаживать за хорошенькими дамами.
Впрочем, и охота на красавиц вскоре надоедает герою, так как лёгкие успехи у женщин охлаждают его азарт.
Таким образом, распорядок дня Онегина, в деталях описанный Пушкиным, с микроскопической точностью час за часом воссоздаёт перед нами содержание внешней жизни героя.
До отказа наполненное развлечениями и обязательными визитами, расписание «молодого повесы» не оставляет места для серьёзного труда, службы, творчества, преклонения перед прекрасным.
У Евгения нет свободной минуты, чтобы задуматься, зачем он ежедневно вращается белкой в этом колесе.
Неудивительно, что итогом подобного образа жизни становятся сплин, усталость, разочарование.
Онегин не живёт, а проживает дни, в буквальном смысле убивая время. Внешне он занят, а внутренне абсолютно бездеятелен.
Эта мучительная пустота, отсутствие в его существовании духовного измерения становится причиной нравственного кризиса героя. Всё, что будет происходить с ним в романе, станет свидетельством этого кризиса и попыткой выбраться из него.