Проблематика романа Пушкина «Евгений Онегин»
Проблемное поле романа «Евгений Онегин» охватывает широкий спектр вопросов, связанных с общественно-политической, культурно-исторической и нравственно-этической сторонами русской жизни.
Говоря об энциклопедизме пушкинского романа, В. Г. Белинский подчёркивал вписанность его сюжета в русский быт и далее – в картину национального бытия.
События в произведении разворачиваются на фоне России первой четверти 19 века. Миновала отечественная война 1812 года, в Европе благословляют императора Александра I-освободителя, общество взволновано предчувствием гражданских свобод.
Это время расцвета искусств, «золотой век» русской культуры, краткий период радостных надежд и торжества национального самосознания.
Одной из центральных проблем романа становится выбор пути развития России.
Открытость западных границ, европейское признание, которое получила страна после победы над Наполеоном, сделала самобытную Российскую Империю полноправной сестрой других европейских держав.
Ориентация русского человека на западные образцы приобрела чрезвычайные масштабы.
Пушкина радует распространение европейского просвещения, однако проблема национальной идентичности, явленная в противостоянии европейца-Онегина и самобытной Татьяны, не перестаёт живо волновать поэта.
Их любовный диалог – это спор о нравственных ценностях и, в первую, очередь — о свободе.
Онегин понимает свободу как отсутствие обязательств: он ищет покоя, заменяя им счастье. Его пугают брак, узы дружбы, принадлежность к любым социальным институтам.
Но противопоставить этому Онегину нечего. Он не наделён талантами, не борется с общественной несправедливостью, не спасает людей, не защищает Родину. Свобода от любых обязательств возводит в квадрат его внутреннюю пустоту.
Мнимая несвобода Татьяны, выраженная в чувстве долга перед всеми (своей семьёй, затем – мужем), на самом деле порождена укоренённостью героини в национальной стихии, чувством ответственности за всё, к чему Татьяна прикасается сердцем.
Помимо проблемы свободы и нравственного выбора, Пушкин размышляет о проблеме социальной справедливости.
Со страниц «Евгения Онегина» до нас доносятся отголоски вольнолюбивой лирики поэта, последующие главы планировались как история декабристского движения.
Еще одна центральная проблема романа – человек и общество. Она раскрывается через противопоставление личности и толпы, общности и индивидуальности.
В лице Онегина Пушкин сводит счёты с одним из самых отвратительных в его глазах качеств – эгоизмом.
«Страдающий эгоист», Евгений сталкивается с подлинной жизнью народной души (характер Татьяны Лариной) и обнаруживает свою внутреннюю несостоятельность. Он не может полюбить Татьяну, потому что для этого нужна живая, полная сочувствия к миру душа.
Онегин же замкнут на себе самом, на разъедающем его насмешливом отрицании. Он скитается, лишённый корней, и оставляет шлейф несчастий за собой.
Проблема отделения человека от социума видится автору симптоматичной для наступившего нового времени, он предугадывает в Онегине новый русский тип человека без корней, отрицателя и разрушителя.
Ещё одной проблемой романа можно назвать конфликт долга и чувства. Он раскрывается в образе Татьяны.
Несмотря на свою любовь к Онегину, пронесённую через всю жизнь, Татьяна остаётся с мужем: «Но я другому отдана,// И буду век ему верна…».
В отличие от Онегина, она не индивидуалистка, не эгоистка. Личное счастье в отрыве от счастья и спокойствия других людей для неё не существует.
Предположительно, в следующих (так и не написанных) главах романа Пушкин предполагал сделать Татьяну женой декабриста. Так идея верности долгу была бы реализована до конца.
Ещё одна проблема, заявленная в произведении, — мечта и реальность. Их столкновение приводит к дуэли Онегина и Ленского.
Реалист и в чём-то циник Онегин безжалостно убивает романтика Ленского, который не приемлет шуток в адрес любимой женщины.
Также эта проблема раскрывается в развитии характера Татьяны, которая на наших глазах превращается из книжной девочки-мечтательницы в мудрую и прекрасную взрослую женщину.
Её мечта перестаёт быть восторженным трепетом перед неизвестной жизнью, но перерождается в твёрдую внутреннюю веру: жить нужно честно, не изменяя себе.
В романе, кроме того, затронуты проблемы:
— чести и бесчестия,
— мнимого и подлинного чувства,
— молодости и зрелости,
— города и деревни,
— России и заграницы,
— свободы и рабства
— внешней и внутренней красоты.
Противопоставляя героев друг другу, Пушкин раскрывает своё отношение к ним через оппозиции «Онегин-Ленский», «Татьяна-Ольга», «Онегин-Автор», «Онегин-Татьяна».
Разносторонняя философская проблематика романа «завязывает» многие «идейные узлы» всей последующей русской литературы.