Проявление эгоизма в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» был написан в два десятилетия, прошедшие после наполеоновских войн в Европе. Культ личности бывшего французского императора был тогда в самом расцвете.
Отечественная война 1812 года и одержанная ценой больших потерь победа сплотили русский народ, начался расцвет национальной культуры. Но при этом часть дворянской элиты всё ещё находилась под обаянием личности Наполеона:
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Голос автора звучит, как никогда, гневно. Пушкин редко говорит о чём-либо с такой нескрываемой яростной прямотой.
Чем, по его мнению, грозит обществу любовь к философии европейского завоевателя, владыки полумира? В той же строфе – знаменитый пушкинский афоризм: «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя».
Эгоизм, гордость, самолюбование – самые ненавистные для Пушкина состояния человеческой души. Олицетворением этих пороков становится Евгений Онегин, с которым сводит счёты поэт на страницах романа.
В чём проявляется эгоизм Онегина? Да в том, что он занят исключительно собой. Имение достаётся Евгению после смерти отца, но мы не видим в герое сыновней грусти. Почивший дядюшка тоже вызывает у Онегина скорее радость, чем сочувствие.
Друзей в Петербурге у него нет, и это понятно: чтобы дружить, надо уметь забывать о себе. Ленский, с которым они «от делать нечего друзья», выбран Онегиным в приятели просто от скуки и любопытства.
Предел онегинского эгоизма – покушение на святыню Ленского, чувство к Ольге. Из глупого тщеславия Онегин стреляет в юношу, тогда как должен был принести извинения и опустить пистолет.
Любовь Татьяны пугает Онегина. Он воспринимает женщин как цветы удовольствия, а серьёзность деревенской дикарки может закончиться нежелательным для него браком. Не щадя остроты и силы первого девичьего чувства, он произносит ледяную отповедь и уезжает.
Наконец, эгоизм Онегина толкает его на запоздалое признание спустя годы. Он без стеснения приезжает в дом замужней женщины и произносит у ног Татьяны любовный монолог, в каждой строчке которого опять звучит мысль о себе:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан…
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…
Истинная любовь говорит иначе. Она не смущает покой отболевшего сердца, не теребит старую рану, не пытается разрушить чужую семью. Но Онегин – опять о себе, здесь и сейчас, а дальше – будь что будет.
Разгадав внутреннюю пустоту Евгения, Татьяна произносит слова отказа. Её образ противоположен всему эгоистическому. Она всё ещё любит, но не может предать мужа. Собственное счастье, купленное ценой чужого страдания, для неё невозможно.
В неприятии эгоизма Пушкину видится русский путь, путь спасения души человеческой.