Пушкин и Онегин: автор и герой

Роман величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» имеет одну очень интересную черту: герой в нем воспринимается как живой, реально существующий человек, более того – близкий друг автора.

Он совершенно не кажется вымышленным, представая перед читателем со всей сложностью и глубиной своего непростого характера.

Сам Пушкин не раз подчеркивает эту особенность, заставляя нас полностью верить в реальность Евгения:

С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель…

 

В чем же кроется смысл такого художественного приема (которого, кстати, ранее в русской литературе никто не использовал)?

Создавая свое нетленное произведение, поэт хотел правдиво изобразить современное ему светское общество, художественно описать его и, возможно, выявить определенные черты и тенденции.

Именно он впервые обозначил тему «лишнего человека», хотя тогда еще такого термина не существовало вовсе.

Как же заставить читателя сопереживать герою, понимать поступки изображенного персонажа? Только придав ему человечности. И Пушкин делает это буквально, представляя Онегина добрым своим приятелем.

Добиваясь максимального эффекта достоверности, поэт вплетает в текст истинных друзей, единомышленников и товарищей по «стихотворному цеху»: Чаадаева, Баратынского, Богдановича и других.

Складывается полное впечатление, что все эти люди, в том числе и Онегин, общались вместе, вращались в одних кругах, были, так или иначе, знакомы.

Герой романа действует наравне с реальными лицами, и это делает его действительно живым, настоящим.

 

А что же автор? Автор занимает разные позиции по отношению к своему тексту.

Иногда его образ проникает в ткань повествования и практически сливается с ней, и тогда уже трудно понять, кто же перед нами: еще один персонаж, или тот, кто рассказывает о происходящих событиях:

У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.

 

Пушкин представляет себя добрым приятелем Онегина, а, следовательно, между ними и отношения соответствующие: с легкой иронией, простые.

Это хорошие товарищи, принимающие все достоинства и недостатки друг друга:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.

 

Однако иногда автор отстраняется, становясь незаинтересованным лицом, просто рассказывающим историю своим читателям.

Тогда он пытается повествовать бесстрастно, но, бывает, спохватывается и, обращаясь к нам, просит не торопиться осуждать поступки главного героя или же дает характеристики Онегина от лица других людей:

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

 

Отношения между Пушкиным как автором и Онегиным как вымышленным им героем очень непростые. Однако одно можно сказать уверенно: поэт вовсе не хотел, чтобы его отождествляли с холодным, расчетливым, скептически настроенным и разочарованным во всем Евгением.

На протяжении всего текста он будет настойчиво напоминать об этом:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет…

 

Пушкин – истинный романтик, с пылкой и открытой душой поэта, тонко чувствующий, умеющий и любящий восхищаться миром. Конечно, в его характере есть какие-то черты, схожие с онегинскими, иначе они не смогли бы дружить, пусть и только в воображении великого русского поэта.

Но, в общем, это две совершенно разные личности, схожие только сильными характерами и любопытным, живым умом.

Распорядок дня и времяпрепровождение Евгения Онегина в романе Пушкина Сравнительная характеристика Онегина и Пушкина: таблица с цитатами Образование Онегина в романе Пушкина с цитатами
Распорядок дня и времяпрепровождение Евгения Онегина в романе Пушкина
Сравнительная характеристика Онегина и Пушкина: таблица с цитатами
Внешность Евгения Онегина в романе Пушкина: портрет