Распорядок дня и времяпрепровождение Евгения Онегина в романе Пушкина
А. С. Пушкин во всех подробностях описывает героя своего романа Евгения Онегина.
Такая деталь, как распорядок его дня, многое говорит о характере, привычках, образе жизни персонажа, среде, которая его воспитала.
Если попробовать представить такой распорядок в виде обычного ученического «Режима дня», он будет выглядеть примерно так:
1. 12.00 – 13.00 – Пробуждение.
2. 13.30 – Чтение утренней почты: приглашений, записочек.
3. 14.00 – 15.00 – Прогулка.
4. 15.30. – Обед.
5. с 16.00 до 18.00 Послеобеденный отдых: лёгкое чтение, занятия собственным туалетом.
6. 18.30 – Ужин в компании друзей.
7. 19.00 – 21.00 – Посещение театра.
8. 21.30 – 3.00 – Бал.
9. 4.00 — Возвращение домой, сон.
Обратимся к тексту романа:
«Бывало, он ещё в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут».
Позднее пробуждение считалось нормальным для молодого дворянина, петербуржца. Онегин не состоял ни в одном департаменте, не имел военного чина, а потому вставать рано утром ему было незачем.
Как убить время нового дня, светский лев решал не сам: он выбирал наиболее понравившийся вариант, рассматривая приглашения.
Колесо светской жизни, светского церемониала, в котором визиты на дом, дружеские встречи, балы, маскарады считались обязательными, тянет за собой праздного Онегина, и потому его дни неотличимы друг от друга.
Сравнивая эпизод гуляния Онегина в «широком боливаре» с описанием послеобеденного променада щёголей из повести Н. В. Гоголя «Невский проспект», мы можем легко дорисовать картинку: Онегин прохаживается по главной улице столицы, как образец современных мод и занят только тем, как он выглядит.
Роскошный ужин во французском ресторане с приятелями – эпизод также скорее светский, чем дружеский. Близких друзей у Онегина нет. Он присутствует там лишь потому, что так принято, там собирается «весь цвет»:
«…Уж тёмно: в санки он садится.
«Пади, пади!» — раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым…»
По той же причине, а не из любви к искусству, посещает Онегин театр. Ему важно видеть популярную балерину, оценить наряды и нравы, чтобы позже, посмотрев в лорнет из собственной ложи на ряды бархатных кресел, произнести свой вечный вердикт: «Скучно».
Даже балы не способны развеять его тоску. Все мыслимые удовольствия, которые они сулят, Онегиным уже познаны.
Неудивительно, что день, прожитый без всякого смысла, в тщете и пустоте, утомляет Онегина.
Он приезжает из гостей на рассвете, чтобы забыться сном и завтра начать всё сначала. Герой похож на избалованного ребёнка, который только развлекается и, наконец, начинает от этого скучать.
Евгения спасла бы деятельность, но ни к какому делу он не способен. В этой духовной беспомощности заключается трагедия Онегина.