Реализм и романтизм в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Прежде чем рассмотреть, в чем проявляются романтизм и реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», надо определить значение этих понятий.
Есть две короткие формулы.
Романтизм – это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
А реализм – это типический герой в типических обстоятельствах.
Возьмем их за основу.
В своем творчестве А.С. Пушкин использовал разные художественные методы. Если говорить о написанных в 1820-1824 гг. южных поэмах, то нет сомнений, что это романтизм.
Герои и героини «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и сами отличаются от обычных людей, и поставлены автором в такие обстоятельства, которые нельзя назвать заурядными.
Работу над «Евгением Онегиным» поэт начал тогда же, в 1823 году в период южной ссылки, поэтому в романе наверняка присутствуют романтические черты. Но закончен труд был 1830 году, когда А.С. Пушкин уже сформировался как писатель-реалист.
Итак, что же в романе мы отнесем к романтизму, а что к реализму?
В.Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». И действительно, здесь мы видим подробное описание реалий петербургского общества и быта русской деревни. Такое воссоздание обстоятельств, в которых действуют персонажи, вполне позволяет назвать их типическими.
А что же с персонажами? Типический ли герой сам Онегин?
С одной стороны, он яркий представитель петербургского дворянства. Его образ жизни мало отличается от типичного времяпрепровождения молодого человека того времени. Недаром, по словам автора «Свет решил, что он умен и очень мил».
Однако герою невыносимо скучно: «русская хандра им овладела понемногу».
А.С. Пушкин сравнивает недуг с английским сплином, и читатель вспоминает героя Байрона, Чайльд-Гарольда. Сходство Евгения с персонажем с туманного Альбиона поэт подчеркивает не раз. А еще он замечает «неподражательную странность», которую мы тоже отнесем к чертам романтического характера.
И хотя действительно исключительных обстоятельств Пушкин для своего героя не создает, эпизод с дуэлью придает судьбе Онегина необходимый для романтического произведения трагизм.
Герой убивает лучшего друга и вынужден покинуть дом, общество и отправиться в странствия.
Романтические черты видны и в образе Ленского, а подчеркивают это его литературные пристрастия: Шиллер и Гете.
Есть налет романтизма и в образе Татьяны – автору нравится ее самобытность, ее отличие от типичной девушки того времени. А трагизм судьбы, ведь Татьяна вынуждена прожить жизнь с нелюбимым, становится еще одним аргументом, который дает нам право назвать ее романтической героиней.
Таким образом, хотя «Евгений Онегин» и считается первым реалистическим романом в русской литературе, в созданных А.С. Пушкиным образах мы можем найти и черты романтизма.
Но и назвать произведение в целом романтическим мы не можем, ведь картина русской жизни начала XIX века показана здесь масштабно и правдоподобно.
Литературоведы говорят о «синкретическом» реализме, имея в виду, что в два метода – романтизм и реализм – в романе слились в единое целое. И проанализировав образы главных героев и обстоятельства, в которых они оказались, мы не можем с ними не согласиться.