Реализм в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Реализм в художественных произведениях – это не просто «все как в жизни». Скорее, это специально отобранные автором и усиленные до максимума характеры и события.
Познакомившись с героем романа в стиле реализма, мы можем сказать, что некоторым образом узнали типичных представителей его поколения и круга.
Пушкин в «Евгении Онегине» изображал как раз типичных жителей столицы и провинции русского девятнадцатого столетия.
Главный герой повторяет судьбу сотен и тысяч юношей, сыновей промотавшихся родителей, которые учатся «понемногу чему-нибудь и как-нибудь», быстро пресыщаются щедрыми столичными развлечениями, учатся лицемерию и «науке страсти нежной», при этом отчаянно нуждаются в деньгах.
Именно деньги, дядино наследство, вынудили его оставить свет и уединиться в скучной деревне, где, как оказалось, круто повернется его судьба.
Его друг «от делать нечего» Владимир Ленский тоже не выбивается из общего ряда российских юношей, только немного другого типа. Обучившись за границей, вкусив «вольнолюбивые мечты», которые не идут дальше романтичных грез, он пишет стихи, пылко влюбляется и… не занимается более ничем.
Гибель на дуэли по ничтожному, надуманному поводу, зато с непременным предсмертным стихотворением – нелепый, но не такой уж редкий конец для подобных натур.
Столь же типичны представители старшего поколения, мельком затронутые в романе – мать Татьяны («Ларина проста, но очень милая старушка»), ее московская княжна Алина, что «русский Н как N французский произносить умела в нос», и гости, пришедшие на именины Татьяны – Пустяков, Буянов, Петушков, мосье Трике и другие представители деревенской знати.
Узнаваема и милая, добрая, трогательная няня – наверное, такой была и Арина Родионовна.
Один образ выбивается из этой череды портретов, как пишет автор, «своевольно освятив» страницы романа своим нежным именем – Татьяна.
Она необыкновенна с первого своего появления в истории. Это невольно замечает даже Онегин, говоря Ленскому, что «выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт».
Ее романтичная душа ждала чувства, и не ее вина, что первым их задел потрепанный столичный франт. Со всей искренностью своей неординарной натуры она открывается ему, и, конечно, страдает от причиненной боли.
Вот тут действительно «все как в жизни». Татьяна Ларина – один из любимых персонажей Пушкина, она прекрасна своей чистотой, цельностью, глубиной чувств.
События в романе достаточно просты и также реалистичны. Они по форме повторяют тысячи жизненных историй: сначала она влюблена, а он не отвечает взаимностью, потом он пылает, но она уже недоступна.
Но гений поэта наполнил этот реализм красотой слога и уникальностью образов, подарив нам уникальное «собранье пестрых глав», плод «ума холодных размышлений и сердца горестных замет».