Роль пейзажа в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Пейзажные зарисовки в романе А. С. Пушкина несут большую смысловую нагрузку.
Они не только отражают любовь поэта к родной природе, но и помогают читателю окунуться в ткань повествования, передать душевное состояние героев.
Сюжетная линия «Евгения Онегина» дополняется несколькими яркими картинами природы. Рассказывая о переезде Евгения Онегина в деревню, автор подробно описывает «прелестный уголок», в котором тот поселился.
«Луга и нивы золотые», «огромный запущенный сад» не смогли развеять тоску героя. Он заскучал и здесь.
Затем мы видим другое имение: «аллею к мостику», «кусты сирени», лужок, цветники. Это сад семейства Лариных. Совершенно другое настроение сопровождает эту картинку. Нет места скуке и тоске в душе Татьяны. Она торопится на встречу с любимым, бежит по тропинке, летит к ручью, переломав «кусты сирени».
Описание картин природы полнее раскрывают внутренний мир главной героини. Именно с ее образом связано восхитительное изображение зимнего пейзажа.
Ведь «Татьяна, (русская душою, сама не зная почему)… любила русскую зиму».
И мы радуемся вместе с ней первому снегу, который «мелькает…, падая звездами на снег», смешному гусю с красными лапками, блистанию речки. Грустим в разлуке с любимым, гуляя по знакомым с детства лугам и полям. Пугаемся дремучему «в нахмуренной красе» дремучему лесу, который снится девушке. И нам становятся понятнее переживания героини.
Олицетворенная природа в романе А. С. Пушкина живет единой жизнью с персонажами произведения.
Радостью проникнуты строки о том, как встречает зиму простой крестьянин.
Грустью и печалью — описание места, где похоронен Владимир Ленский: «Две сосны корнями срослись;… там, у ручья, в тени густой».
Везде, в каждой строке пейзажной зарисовки, незримо присутствует автор произведения. Перед нами воочию возникает то любимая поэтом осень с обнажающимися лесами, журавлиным криком и туманами; то «трещат морозы… и вьется первый снег»; то «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года».
Поражает удивительная способность А. С. Пушкина нескольким штрихами передать красоту мира природы.