Система образов в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Анализ системы образов помогает чётко увидеть структуру произведения, приблизиться к пониманию авторского замысла.
В романе «Евгений Онегин» образы выстроены по степени их значимости для автора.
На первый план выходят образы персонажей, вокруг которых концентрируется предметный ряд: образы окружающей их природы, жилищ, личных вещей.
Так, раскрытию характера Онегина способствует описание его кабинета, где главное – не книги и бумаги, а «щётки тридцати родов» и «духи в гранёном хрустале».
Костюм Онегина тоже говорит сам за себя. На «денди лондонском» панталоны, фрак, жилет, модный боливар, намекающий на любовь к свободомыслию.
Светский Петербург, где герой проводит детство и юность, тоже даёт ключ к прочтению образа героя. Этот город — нарядный, дорогой, роскошный. Здесь каждый занят тем, какое он производит впечатление. Здесь, среди камня, железа и стекла, нет места простодушной искренности.
Вещный мир онегинского окружения уступает вечному миру, окружающему Татьяну.
Для её характеристики поэту недостаточно изображения девичьей внешности, не встречаем мы в романе и платьев, украшений, безделушек Татьяны.
Среди её вещей важно подчеркнуть лишь обилие книг, которым всей душой предана героиня. С ними она проводит дни и ночи.
Интересная предметная деталь – сонник Мартына Задеки, по которому наивная провинциальная барышня гадает о будущем.
В прорисовке образа Татьяны значимы детали русского пейзажа, а также космические образы: луна, звёзды, восход. Они подчёркивают близость героини к природе, её устремлённость к небу, глубину и гармонию.
Такие персонажи как Ольга и Ленский написаны контурно. Это герои второго плана. В романе нет подробных описаний окружающих их предметов.
Их портреты слегка карикатурны: «Всегда восторженная речь // И кудри чёрные до плеч» (Ленский), «Всегда скромна, всегда послушна, // Всегда как утро весела…» (Ольга).
Они кажутся женихом и невестой со свадебного торта и лишь повторяют общие черты идеальной романтической пары, милой, но безмерно надоевшей автору.
Герои третьего плана прописаны не столь детально. Это соседи Лариных по имению: Пустяковы, Петушковы, Буянов, Зарецкий и другие.
Их мысли заняты то «жирным пирогом», то «именинным куплетом», то досужей сплетней. Их мирок мал и наполнен обывательским уютом. В нём всё повторяется из года в год.
Характеры этих персонажей раскрываются через образы пищи, питья, физиологических проявлений (сна, храпа, смеха).
Разговор о системе образов был бы неполным без упоминания образов времени и пространства, в которых живут герои.
Роман разворачивается в России, охватывает городскую и деревенскую жизнь, описывает события, произошедшие в промежутке около 5-6 лет. У каждого героя своё представление о времени, и это часто делает их взаимодействие затруднённым.
Так расходятся во времени Татьяна и Онегин, похожие на огромную, неизменную в своей красоте планету и стремительный метеор, пролетающий мимо по касательной.
Незабываемые черты пушкинских героев возводят их в ряд вечных образов русской и мировой литературы.