Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Одной из главных тем романа Пушкина «Евгений Онегин» можно с полным правом назвать тему любви. На ней держится фабула и строится лирический сюжет произведения.
Чувство любви как вершина духовно-нравственных способностей человека позволяет со всей полнотой раскрыть характеры героев.
Любовная тема впервые озвучена в сценах описания жизни Онегина. Мы узнаём, что «наука страсти нежной» была для него «милей и слаще всех забав».
Евгений рано научился нравиться, имел успех, с лёгкостью очаровывал как невинных девушек, так и замужних дам.
Неизменная любовная удача охладила пыл молодого человека. К моменту приезда в деревню Онегин выглядит совершенно равнодушным к любым внешним сторонам жизни, в том числе, и к любви.
Унисоном звучит голос Автора, который признаётся, что и для него идеал женской красоты перестал быть таким пленительным, как раньше.
Он понял пресловутую женскую загадку, его не бросает в дрожь от случайного взгляда, слова, рукопожатия. Опыт охладил всепоглощающий любовный жар юности.
На фоне такого предисловия особенно трепетным и нежным становится описание двух любовных чувств, расцветающих во второй и третьей главах романа.
Первое – влюблённость молодого поэта Ленского в Ольгу. Второе – любовь Татьяны к Онегину, чувство неожиданное и сильное, полностью изменившее её жизнь.
Романтик Ленский любит беззаветно, он обожествляет свой идеал и грезит каждой новой встречей:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Ни охлаждающая даль,
Ни долгие лета разлуки,
Ни музам данные часы,
Ни чужеземные красы,
Ни шум веселий, ни науки
Души не изменили в нем,
Согретой девственным огнём.
Ленский любил Ольгу ещё в отрочестве, до отъезда заграницу. Отцы прочили им брак. Вернувшись на родину, поэт чувствует себя любящим и любимым, но над его чувством нависло грозовое облако («…безумная душа поэта// Ещё любить осуждена…»).
Пушкин подчёркивает силу и слепоту любовного чувства Ленского, абсолютную веру в святость любви.
Трагическая гибель Владимира на дуэли станет печальным следствием его верности рыцарским идеалам. Горящий благородным огнём, Ленский погибает от равнодушной руки Онегина.
Так Пушкин прощается с прекрасным, но наивным героем и всей эпохой романтизма, щедрую дань которой он отдал в своём творчестве.
Тема любви получает дальнейшее развитие в сюжете любви Татьяны к Онегину.
Татьяна признаётся герою в своём чувстве, и поначалу в письме её немало восторженных книжных выражений во вкусе Ленского. Получая суровую отповедь, она понимает, что ошиблась, представив себе Онегина совсем не таким, каким он оказался на самом деле.
Абстрактная мечта о Любви, когда «душа ждала… кого-нибудь» столкнулась с реальностью, и с этого момента началась подлинная жизнь Татьяны.
После отъезда Онегина она тайком посещает его имение, рабочий кабинет и начинает кое-что понимать о возлюбленном. «Уж не пародия ли он?» — догадывается Татьяна.
Но годы проходят, она выходит замуж и становится одной из первых красавиц Петербурга. Онегин ищет новой встречи с нею, признаётся в любви, и мы с изумлением узнаём, что новая, умудрённая житейским опытом, угадавшая внутреннюю пустоту Онегина, — она всё ещё любит его.
Несмотря на это, героиня произносит слова отказа.
Она предпочитает личному счастью, которое кажется ей обманчивым, верность и честь. Татьяна не может переступить через мужа и самоё себя, ибо её нравственный закон – правда и красота.
Мы расстаёмся с Онегиным «в минуту… роковую для него», но ожидаем его перерождения, потому что любовь, наконец, коснувшаяся его сердца, меняет и преображает человеческую душу.